5.Иконография евангельских событий
Благовестие Захарии о рождестве Иоанна Предтечи. Двир. Свидетельства о немоте Захарии. Архангел Гавриил. Отсутствие лилии.
Благовещенье(25(7) апреля). Восточнохристианская традиция. Благовещенье у кладезя. Благовещенье в доме. Благовещенье с пряжей и его мистический смысл. Благовещенье с книгой (XVI-XVII вв.). Архангел Гавриил и его атрибуты.
Западнохристианская традиция. Благовещенье с рукоделием. Богоматерь у источника. Богоматерь с книгой (XI-XII вв.). Символика открытой и закрытой книги. Атрибуты Архангела Гавриила (лилия, пальмовая ветвь и т.п.). Ветхозаветные прообразы Благовещенья. Надписи на бандеролях. Символика ограды, сада, леса, окна с решеткой и т.п. деталей.
Благовещенье с Единорогом. Средневековые бестиарии и античная традиции.
Посещение Девой Марией Елисаветы.Изображение младенцев в «глории» (восточнохристианское искусство, с V-VI вв.) и осуждение подобной традиции католической церковью ( конец 15 в.). Сопутствующие лиица: Захарий, Иосиф, повитуха Саломея, Мария, жена Клеопа. Голубь как символ святого духа.
Magnificant(«Величит душа моя Господа…») – гимн Деве Марии (западнохристианская традиция). Музыкальгые атрибуты и их значение.
Рождение и наречение Иоанна Предтечи. Дом Захарии. Присутствующие лица: Елизавета, жена Захарии, повитуха, соседи. Присутствие Девы Марии (западноевропейская традиция). Кормление И.Крестителя Девой Марией («Золотая легенда» Я.Воррагинского). Захарий, пишущий имя новорожденного на табличке. Хвалебная песнь Захарии (велум).
Перепись в Вифлееме. Византийская традиция.
Сон Иосифа и путешествие Девы Марии. Движение слева направо (Как в сцене бегства в Египет). Осел. Вол. Ангел, останавливающий ослицу (западноевропейская традиция, протоевангнлие Иакова).
Рождество Иисуса Христа. Восточнохристианская традиция – праздник Богоявления (25 декабря (7 января)).
Свидетельства евангелистов: гостиница (Лука), звезда (Матфей), пещера, мотив затишья (Иаков). Протоевангелие Иакова: повитухи Саломея и Зеломия.
Рождество Христово: постепенное усложнение композиции в восточнохристианскоим искусстве. Сцены Рождества Христова:образ Богоматери и Иисуса Христа, вифлеемская звезда, пещера, вол, осел, ясли, прибывающие и уходящие волхвы, ведомые ангелом, Благовестие пастухам, Поклонение волхвов, избиение младенцев (с изображением царя Ирода), Рахиль, плачущая над детьми своими как олицетворение народа Израиля, суд над Марией при помощи «воды обличения» (протоевангелие Иакова), чудесное спасение Иоанна Крестителя и его матери Елисаветы, второй сон Иосифа, испытание Иосифа (старец Анень, Мнех), чудесное спасение младенца в смоковнице, олицетворение или символика Египта, Бегство в Египет и т.п.
Западнохристианская традиция. Праздник Трех волхвов(25 декабря).
Обустройство девы Марии под навесом, в пещере или в гостинице. Повитухи и велумы с их изречениями (протоевангелие Иакова). Влияние мистической традиции. Видения Бригитты Шведской, псевдо-Бонавентуры на иконографияю сюжета. Формирование иконографического типа «Поклонение младенцу». Иконографические детали: колонна, свеча, белый хитон Девы Марии, туфли (Бригитта Шведская), охапка сена (псевдо-Бонавентура), распятие. Символика 15 ангелов. Изображение нот и музыкальных инструментов. Соединение сюжета с иконографическим типом «Священного собеседования» со святыми и донаторами.
Благовестие пастухам(западнохристианская традиция). Число пастухов. Архангел Гавриил и его атрибуты.
Поклонение пастухов (западнохристианская традиция). Дары пастухов. Посохи как атрибут пастухов. Ангелы.
Обрезание и наречение Иисуса Христа. Мария. Иосиф. Священник. Нож и метрическая книга. Значение сюжета с точки зрения христианской догматики (католический мир).
Сретение(восточнохристианская традиция) или Представление Господа во храме (День очищения блаженной Девы Марии (до 1970 года), западнохристианская традиция).
Присутствующие лица: Иосиф, Мария, Иисус Христос, пророчица Анна, старец Симеон. Жертва Иосифа (два голубя). Выкуп за первенца (5 сиклей серебра). Киворий. «Покровенные» руки Симеона. Две служанки. Два сына Симеона (Карин и Левин). Свечи.
Сопутствующие сюжеты (западнохристианская традиция).OccursusDomini(Встреча Господа).Nuncdimittic(«Ныне отпущаешь…»). Надпись на бандероли. Легендарные толкования последнего сюжета. Первая скорбь Марии (пророчество Симеона: «и тебе стрела пройдет сердце…»).
Поклонение волхвов(царей). Свидетельство Геродота о волхвах. Византийская традиция: сходство внешнего вида волхвов. Имена волхвов («Золотая легенда» Я.Воррагинского): Мельхиор (старший, Европа), Бальтазар (средний, Азия), Каспар (младший, Африка). Традиционное число волхвов и псалом 71 (четыре волхва – четыре стороны света). Волхвы-цари. Символика даров (ладан, золото, смирна). Символики звезды. Использование сюжета для группового портрета (эпоха Возрождения).
Второй сон Иосифа. Бегство в Египет (вторая скорбь Девы Марии). Отдых на пути в Египет. Возвращение из Египта.
Апокрифические сюжеты (западнохристианская традиция): встреча с разбойниками, падение языческих идолов, склоненная пальма. Движение: слева направо (Бегство в Египет), Справа налево, с семилетним Иисусом (Возвращение из Египта).
Дополнительные персонажи: сын Иосифа, Иаков Меньшой (протоевангелие Иакова), три отрока (сыновья Иакова), повитуха Саломея (протоевангелие псевдо-Матфея), две служанки. Осел. Вол. Пальмовая ветвь и ее символика. Сюжет переправы через реку (античная традиция).
Ветхозаветные прообразы.
Иоанн Креститель в пустыне.
Западнохристианская традиция. Атрибуты Иоанна Крестителя (соты с медом, тростниковый крест, купель, агнец. «Ecce Agnus dei…» («Се агнец Божий…».)
Избиение младенцев в Вифлееме (западнохристианская традиция). 144 тысячи «запечатленных» (католическая традиция), 14 тысяч «запечатленных» (православная традиция).
Елизавета, укрывающая Иоанна Крестителя. Рахиль. Ангелы с охапками пальмовых листьев.
Восточнохристианская традиция. Иконографический тип «Иоанн Креститель – Ангел Пустыни».
Двенадцатилетний Иисус во храме(Диспут с докторами. Иисус и учителя).
Западнохристианская традиция. Иисус с кодексом, старцы со свитками (символики Ветхого и Нового Заветов).
Восточнохристианская традиция: Преполовение.
Мария и Иосиф упрекают отставшего Иисуса Христа(третья скорбь Девы Марии). Последнее изображение Иосифа в иконографической традиции. Книга в руках Девы Марии.
Проповедь Иоанна Крестителя. Атрибуты Иоанна Крестителя (одежда из верблюжьего волоса, посох с крестом)
Запднохристианская традиция. Присутствие священников и левитов.«Глас вопиющего в пустыне…» (бандероль).
Крещение Иисуса Христа.
Раннехристианская и византийская традиции: погружение в воду до головы. Рука Господа. Голубь. Ангелы с покрытыми руками. Олицетворение Иордана.
Западнохристианская традицияю Велум («Сей есть Сын Мой возлюбленный…»). Крещение обливанием и изменение иконографии.
Искушение Иисуса Христа в пустыне. Три искушения Иисуса Христа (западноевропейская традиция):
с камнями;
на горе (утесе);
на горе пред царствами земными. Эволюция иконографии Сатаны.
Брак в Кане Галилейской. Основные персонажи: Иисус Христос, апостол Иоанн и Мария Магдалина, жених и невеста (с коронами на головах, древнегреческая традиция), распорядитель пира, служители. Символика шести водоносов (витраж Кентерберийского собора).
Призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна на апостольское служение. Петр и Андрей в лодке. Иаков, Иоанн,их отец Зеведей.
Чудесный улов. Иисус Христос в лодке с Петром и Андреем. Иоанн, Иаков и их отец Зеведей.
Христос и самарянка. Женщина-блудница, четыре ученика (братья Андрей и Симон, Иаков и Иоанн). Символика жеста Иисуса Христа.
Призвание Матфея (мытаря) на апостольское служение. Левий Матфей. Монеты. Апостол Андрей и другие ученики Иисуса Христа.
Чудесные исцеления Иисуса Христа. Иисус исцеляет слугу сотника (Сотник перед Христом). Воскрешение сына вдовы в Наине. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление слепца. Исцеление бесноватых. Иконографическая традиция изображения «бесов».
Воскрешение Лазаря. Эволюция композиции в восточнохристианском искусстве. «Слово» Епифания Кипрского и его влияние на восточнохристианскую иконографию сюжета. Мария. Марфа. Знаки «смердения». Роль жезла в раннехристианском искусстве. Ветхозаветные прообразы.
Христос прощает грешницу в доме фарисея Симона. Основные персонажи: Иисус Христос, Мария Магдалина, ученики.
Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о добром (милосердном) самаритянине (Христос-самаритянен). Притча о потерянной драхме. Притча о слепых вождях слепых.
Притча о блудном сыне. Блудный сын пирует с куртизанками. Блудный сын пасет свиней (Раскаяние блудного сына). Возвращение блудного сына.
Символическое содержание сюжетов, иллюстрирующих притчи.
Динарий кесаря(фарисеи и иродиане)
Чудесное насыщение 5 тысяч человек. Филипп и Андрей. Мальчик (евангелие от Иоанна). Магический жезл (катакомбное искусство).
Христос, идущий по воде.(Хождение по водам. Маловерие Петра.Navicella(лодка)). Иисус, протягивающий руку апостолу Петру.
Вручение ключей апостолу Петру. Западнохристианская традиция. Символика ключей (золотой и серебряный). Вручение ключей как символ священства. Ключи как атрибут Папы Римского.
Преображение Господне. Восточнохристианская традиция. Григорий Палама о «фаворском свете». Традиция исихазма. Ученики, падающие в страхе. Иконографические различия в изображении Петра, Иоанна, Иакова. Атрибуты Моисея (скрижали закона) и Илии (свиток).
Ветхозаветные прообразы.
Западнохристианская традиция. Изображение происходящего на вершине горы. Ученика, взирающие на происшедшее. Традиция Рафаэля (парящий Иисус Христос с Моисеем и Илией). Два семантических уровня в картине Рафаэля.
Чудо со статиром. Иисус. Петр. Римский закон и законодательство Моисея.
Христос в доме Марфы и Марии. Западнохристианская традиция. Две сестры Лазаря. Мария Магдалина. Сосуд с мирром как атрибут Маприи Магдалины. Лазарь. Ученики Христа.
Христос и грешница (Женщина, взятая в прелюбодеянии). Западнохристианская традиция (с эпохи Возрождения). Надписи («Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».) Христос, «пишущий во прахе» (символика). Грешница. Иоанн. Фарисеи.
Христос, благославляющий детей. Присутствие отцов, учеников (Петр, Иаков, Иоанн). Сюжет как основа семейных портретов.
Христос в Вифании (Помазание Иисуса Христа). Мария Магдалина. Марфа. Лазарь.
- Библейские сюжеты в изобразительном искусстве
- Введение
- Учебно-тематический план курса
- Основное содержание
- Раздел 1: Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в изобразительном искусстве.
- 1.Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в искусстве
- Раздел 2.Образы и сюжеты книг Нового Завета в искусстве
- 1.Иконография образа Иисуса Христа.
- 2. Иконография образа Богоматери
- 4.Изображение небесных сил
- 5.Иконография евангельских событий
- Сюжеты страстного цикла.
- Раздел 3.Иконография образов христианских святых
- Контрольные вопросы к темам основных разделов и литература
- Раздел 1. Образы и сюжеты книг Ветхого Завета в изобразительном искусстве.
- Раздел 2.Образы и сюжеты книг Нового Завета.
- 1.Иконография образа Иисуса Христа
- 2.Иконография Богоматери
- 3.Иконография христианской Троицы
- 4.Иконография небесных сил
- 5.Иконография евангельских событий
- Раздел 3. Иконография образов христианских святых
- Практические занятия
- Тема 1. Иконография образа Богоматери.
- Тема 2. Изображение небесных сил в искусстве.
- Раздел 3.
- Тема 3. Иконография образов православных святых
- Раздел 4.
- Тема 4. Образы и сюжеты Ветхого и Нового Заветов в средневековом искусстве Западной Европы
- Тема 5. Образы и сюжеты Ветхого и Нового Заветов в живописи эпохи Возрождения
- Тема 6: Образы и сюжеты Библии в искусстве Барокко и Классицизма
- Тема 8. Образы и сюжеты Библии в творчестве художников России х1х – начала хх вв.
- Тема 7. Библейские образы и сюжеты в современном искусстве
- Перечень контрольных работ:
- Темы и задания для самостоятельной работы
- Контрольные вопросы к зачету
- Литература Источники
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Видеоматериалы и материалы на электронных носителях.
- Православная икона. Москва, ооо «ДиректМедиа Паблишинг», 2004 новый завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства Майкапар а.Е.