logo
Библейские сюжеты для печати 1

Сюжеты страстного цикла.

Вход Господень в Иерусалим. Осел и «сын подъяремной ослицы». Иерусалим – Вечный Град. Расстилаемые одежды. Пальмовые ветви и их символика (по евангелию от Иоанна). Оливковые ветви (по апокрифическому евангелию от Никодима). Закхей (на пальмовом дереве).

Ветхозаветные прообразы.

Изгнание торгующих из храма.«Хорошая» и «плохая» сторона в композиционном решении картины. Плеть Иисуса.

Тайная вечеря. Типы Тайной вечери: 1) историческая; 2) литургическая (евхаристическая, установления обряда причащения); 3) омовение Иисусом Христом ног ученикам; 4) смешанный тип.

Блюдо с рыбой и его символика (средние века). Ученики Иоанн, лежащий на груди Иисуса. Иуда: изображение в профиль, сатанинские черты, изображение дьявола за спиной, кошелек, рука, протянутая к блюду, композиционное противопоставление апостолам. Петух. Колонна.

Омовение ног Петру. Иоанн (с кувшином). Иуда, развязывающий сандалии. Таз и кувшин как символическое указание на омовение.

Гостия (облатка) и потир (западнохристианская традиция).

Ветхозаветные прообразы Тайной Вечери.

Моление о чаше. (Борение в Гефсисманском саду). Иисус Христос, Петр, Иаков, Иоанн.

Ангел Чаша. Хлеб. Инструменты страстей (западнохристианская традиция).

Взятие Иисуса Христа под стражу. (Поцелуй Иуды).

Иуда. Петр. Малх. Бегущий юноша без покрывала.

Ветхозаветные прообразы.

Суд над Христом. Суд Анны и Каиафы. Суд Синедриона. Каиафа, раздирающий одежды. «Плохая» сторона в композиционном решении картины.

Первый суд Пилата. Пилат на троне. S.P.Q.R. («Сенат и римский народ»). Судьи.

Суд Ирода. Белые одежды Иисуса.

Христос перед Пилатом (второй суд Пилата). Мифостратон (судебное место). Умывание рук. Слуга Прокулы (жены Ирода). Терновый венец.

Поругание Христа. Иудеи. Римские воины. Повязка на глазах Иисуса.

Бичевание Христа. Столб (колонна): варианты композиционного решения. Пилат. Статуя римского императора Тиберия.

Увенчание терновым венцом. Терновый венец. Багряница. Римские воины. S.P.Q.R. Тростниковый скипетр. Трон. Символика перекрещенных палок.

Отречение и раскаяние Петра. Три отречения Петра. Петух. Иконографический тип «Слезы Петра».

Се, человек. (EcceHomo)

Пилат. Терновый венец. Багряница. Бандероли. («Се, человек», «Распни его»). Тростниковый скипетр. Голгофа и ее символы. Полуфигурные изображения Иисуса Христа в терновом венце. S.P.Q.R.

Шествие на Голгофу. Скорбный путь. Симон Киринеянин: две версии присутствия. Терновый венец. S.P.Q.R. Дева Мария (апокрифическое евангелие Никодима). и другие женщины. Вероника. Плат Вероники. Разбойники: Дисмас (хороший) и Гестас (плохой) (евангелие от Никодима). 14 остановок Креста: живописные циклы.

Распятие Иисуса Христа.

Изображение распятия Иисуса Христа в раннехристианском искусстве. Агнец с крестом. Триумфальный крест. Монограмма «кси-ро». Вселенский собор 692 года об отмене символического изображения Иисуса Христа на кресте.

Изображение Голгофы. Череп и кости Адама. Символика имени Адама. Формы голгофского креста.

Фигура Иисуса Христа на кресте: Христос-победитель и Христос-страстотерпец. Терновый венец. Христос в колобиуме (тунике). Мертвый Христос.

Святые кровь и вода. Адам и ангелы, собирающие кровь христовую Чаша Грааля. Гвозди. Число гвоздей. З гвоздя как символ Святой Троицы. Надпись INRIи ее значение. Подножие.

Разбойники. Ангелы. Бесы.

Скорбящая Богоматерь. 7 мечей. Св. Иоанн. Св. жены (Мария Клеопова, Мария Магдалина, Мария, матерь Иакова Меньшого и Иосии (Три Марии у Креста)). Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна.

Воин с копьем (сотник Лонгин, слепой, с дароносицей). Воин Стефатон с иссопом и губкой. Воины, разыгрывающие одежды Христа.

Солнце и луна. Синагога. Змей. Пеликан. Тьма. Иоанн Креститель. Неевангельские персонажи и донаторы.

Положение во гроб. Иосиф Аримафейский. Никодим, Дева Мария, Евангелист Иоанн, Святые Жены.

Оплакивание Иисуса Христа.Pieta. Перенесение тела Иисуса Христа.

«Не рыдай мене мати…» (восточнохристианская традиция)

Воскресение Иисуса Христа(западнохристианская традиция). Стяг Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа – Сошествие во ад(восточнохристианская традиция). Апокрифическое евангелие от Никодима, «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад» Евсевия Александрийского (4 в.), «Слово о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» Епифания Кипрского (4 в.) ка основа иконографии. Образ Иисуса Христа. Мандорла. Врата ада. Адам, Ева, Авель, Давид, Соломон, Иоанн Предтеча и другие ветхозаветные праведники. Ангельское воинство. Бесы. Скованный Сатана.

Явление Иисуса Христа Марии Магдалине.Noli me tangere. Иисус Христос-садовник.

Святые Жены-мироносицы у гроба. (Три Марии у гроба). Явление Ангела.

Путешествие в Эммаус. Иисус Христос в облике странника. Античная традиция в иконографии сюжета (миф о Филемоне и Бавкиде).

Неверие Фомы. Фома Дидим (близнец).

Вознесение Христа. (Деяния апостолов). Два мужа – два Ангела.

Вознесение Илии как символ Вознесения Иисуса Христа в раннехристианском искусстве.

Типы изображения сюжета:

1) Иисус, восходящий на небо;

2) Иисус, восходящий на облаке;

3) Иисус в мандорле, изображенный анфас.

Дева Мария. Апостол Петр с ключом. Апостол Павел с мечом.

Ветхозаветные прообразы Вознесения.

Сошествие Святого Духа на апостолов(Пятидесятница).Отсутствие Богоматери в ранневизантийской традиции. Этимасия. Фигуры, символизирующие народы. Персонификация Космоса.

Успение Богоматери(восточнохристианская традиция). Предсмертное Благовещенье. «Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери», свидетельство Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца. Фигура Иисуса Христа. Символика души Девы Марии. Апостолы, несомые ангелами («облачный» тип Успения). Шествие. Священник Афоний. Отсечение рук и раскаяние Афония. Апостол Фома и пояс Богородицы.

Иконография Страшного Суда.Восточнохристианская традиция. Особенности иконографии в русском православном искусстве. Древнерусское «Слово о исходе души и мытарствах» (кон. 12-нач. 13 вв.) как основа иконографии.

Иисус Христос – судия. Апостолы. Деисусный ряд. Архангел Михаил. Горний Иерусалим (лоно «Авраамово»). Тринитарные сюжеты. Этимасия.

Народы. Круг рая и круг земли-моря.

Райский сад. Шествие праведников в Рай.

Огненный поток и змей мытарств. Кольца мытарств. Уникальность иконографии змея мытарств. Падшие ангелы, низвергаемые в Геенну Огненную.

Геенна Огненная с двуглавым Зверем. Клейма мук ада. Западнохристианская традиция. Апокалипсис Марии. Влияние «Божественной комедии» Данте на иконографию сюжета. Круги ада.

Месторасположение (западная стена храма). Иисус Христос - судия. Дева Мария (по правую руку Иисуса Христа). Иоанн Креститель (по левую руку Иисуса Христа). Раны Иисуса. Лилия (чистота) и меч (справедливость). Апостолы-судьи. Хоры патриархов и пророков, епископов, мучеников, отшельников, набожных царей и святых девствениц (мучениц). Мотив взвешивания (Архангел Михаил).

Рай (по правую руку Иисуса Христа). Сад или Небесный Иерусалим. «Лоно Авраамово» (Авраам с полотенцем на руках).

Ад – пасть Левиафана.

Фреска «Страшный суд» Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы.

Снятие с креста. Вынимание гвоздей. Никодим (клещи).Иосиф Аримафейский. Дева Мария. Иоанн Евангелист, Святые Жены. Мария Магдалина. Неевангельские персонажи.

Двунадесятые праздники и их место в высоком русском иконостасе:

    1. Рождество Христово (7 января)

    2. Сретение Христово (15 февраля)

    3. Вход Господен в Иерусалим (24 апреля)

    4. День святой Троицы (19 июня)

    5. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

    6. Воздвижение креста Господня (27 сентября)

    7. Крещение Христово ( 19 января)

    8. Благовещенье (7 апреля)

    9. Вознесение Христово ( 9 июня)

    10. Преображение Господне (19 августа)

    11. Рождество Пресвятой Богородицы ( 21 сентября)

    12. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)