2. Типы мегалитических построек и их назначение.
Мегалиты (от греч. megas - большой и litos - камень) - археол. памятники, сооруженные из одного или многих блоков дикого или грубообработанного камня. М. п. называют: дольмены, гробницы с галереей, массивные каменные ящики, крытые галереи, менгиры, кромлехи, кам. аллеи, а также гробницы, высеченные в скалах или выкопанные в грунте, но следующие тому же плану, что и сложенные из больших камней.
ДОЛЬМЕНЫ
Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.
МЕНГИРЫ
Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т.
Существуют, так же, менгиры, выстроенные в линию, (назовем это условно ряды камней) иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3 000 (!) менгиров
КРОМЛЕХИ
В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.
Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Карнаке (Бретань), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие.
В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
- 1. Основная тематика первобытного искусства
- 2. Типы мегалитических построек и их назначение.
- 3. Основные черты древнеегипетского изобразительного канона.
- 10. Искусство эпохи эллинизма.
- 11. Специфические особенности римской ментальности, их отражение в искусстве.
- 12. Римский скульптурный портрет и его отличие от греческого
- 13. Древнеримская архитектура периода империи.
- 14. Основные сюжеты и образы раннехристианского искусства.
- 15. Черты романского стиля в архитектуре.
- 16. Конструктивные новшества готики. Синтез искусств в готическом храме.
- 17. Итальянский проторенессанс.
- 18. Искусство эпохи треченто.
- 19. Живопись высокого ренессанса.
- 20. Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
- 21. Характерные особенности архитектуры ренессанса.
- 22. Северное Возрождение.
- 23. Барокко в западно-европейском искусстве.
- 24. Рококо в западно-европейском искусстве.
- 25. Классицизм в западно-европейском искусстве.
- 26. Романтизм в европейском и русском искусстве.
- 27. Реализм в европейском и русском искусстве.
- 28. Основные направления в искусстве конца XIX - XX века.
- 29. Художественные тенденции искусства XX века.
- 30. Проблемы и перспективы современного искусства.