Принцип добровольности, интереса, непрерывности и системности в организации художественно-оформительской деятельности
Эффект и эффективность художественно-оформительской деятельности, организующей школьников на познание и преобразование окружающей действительности, неразрывно связаны с интересом к этой деятельности. Поэтому главная задача, которая стоит перед учителем, организующей ее, - формирование у школьников интереса к ней.
Интерес - прежде всего результат внутреннего побуждения к деятельности, важнейший стимул активности и самостоятельности. Интерес, выступая в качестве средства обучения, как внешнего воздействия на учащихся (разнообразие и глубина содержания деятельности, материально-техническая оснащенность и наглядность, материальность и привлекательность оформительских объектов и др.) являются мощным источником формирования и развития интересов учащихся.
Интерес, выступая как важнейший внутренний побудитель деятельности, как мотив, обеспечивает личную заинтересованность школьников в успехе, в достижении цели. Поскольку художественно-оформительская деятельность предстает перед ними разносторонне, привлекательно и разнообразно, то в ней создаются и более благоприятные условия для свободного выбора оформительских объектов и видов работ, в которых школьник и раскрывает свои интересы и потенциальные возможности. Свободный выбор деятельности, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся с опорой на их мыслительную деятельность, создание эмоциональной атмосферы обучения и благоприятного общения с товарищами - значительный фактор, формирующий интерес к деятельности.
Коллективные и индивидуальные формы работы, репродуктивный, поисковый и творческий характер деятельности, сочетание проблемности в процессе обучения с элементами программирования и алгоритмизации, установление межпредметных связей позволяют учителю развивать и углублять интересы учащихся, переводить внешнее стимулирование интереса в положительную мотивацию, способствовать слиянию воедино цели и мотивов деятельности.
Создание специфических ситуаций, характерных для художественно-оформительской деятельности, также является стимулирующим фактором формирования интереса учащихся, к которым относятся:
1. Ситуация освоения художественно-оформительских объектов на основе программных знаний, умений и навыков с постоянным их углублением, где широко используется материал народного, современного декоративно-прикладного искусства и дизайн.
Здесь осуществляется активный перенос знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе освоения образцов народного и современного декоративно-прикладного искусств; на художественно-оформительские объекты.
2. Проблемная ситуация в выборе и освоении художественно-оформительского объекта на основе использование приобретенного багажа знаний, умений и навыков в области декоративно-оформительского искусства.
Осмысление закономерностей и способов освоения художественно-оформительской деятельности дадут возможность учащимся свободно оперировать нравственно-эстетическими категориями, реализуемыми в различных объектах художественного оформления.
3. Ситуация самостоятельной ориентации в свободном выборе художественно-оформительского объекта и его освоения, в которой инициатива полностью принадлежит учащимся от предложения до реализации.
Эта ситуация способствует осознанному, самостоятельному воплощению замысла от поставленной цели до результата, отвечающего художественным и эстетически-нравственным требованиям оформляемых объектов. Именно в ситуации свободного творческого выбора, упроченные знания, умения и навыки раскрываются в полную силу, определяют уровень развития интереса учащихся к деятельности. Для этой ситуации характерен индивидуально-творческий и коллективно-творческий процесс деятельности, поиск наиболее рациональных путей решения поставленных задач.
На первом этапе работы систематизируются разрозненные знания учащихся о декоративно-оформительском искусстве, непосредственно в деятельности раскрывается его общественно значимый смысл, расширяется кругозор о видах и способах деятельности.
На втором этапе происходит углубление знаний, обогащение способов деятельности, осуществляется более тонкая дифференциация мотивов на основе близко ощутимых общественно значимых целей деятельности, которая имеет уже значительно поисково-творческий характер.
Третий этап отличается индивидуально-творческим и коллективно-творческим процессом деятельности, глубоким проникновением в общественно значимую цель каждого школьника и коллектива в целом, в сущность декоративно оформительского искусства.
Интерес школьников к деятельности находится в прямой зависимости от степени овладения и совершенствования у них разнообразных умений, а максимальное его углубление и укрепление осуществляется в целостном динамическом развитии:
- от осмысления близкой конкретной цели к дальним перспективам;
— от утилитарно-личных мотивов к общественно значимой мотивации;
- от прикованности обобщенных умений вначале к познавательной деятельности и далее к переносу и освоению их в различных видах деятельности;
- от нулевого уровня специальных художественных умений к овладению синтезом художественных и трудовых операций, к свободному оперированию ими в различных ситуациях;
- в предметных действиях от постоянного обращения за помощью к самостоятельным действиям;
- от осмысления задачи, способов ее решения, предлагаемых извне к их самостоятельному решению;
- от деятельности по образцам к творчеству; от опоры на преемственность и имеющиеся интересы учащихся к их обогащению и углублению в процессе усложнения деятельности и раскрытия перспектив;
- от мотивации, обусловленной различиями художественной и трудовой деятельности, к межпредметным связям;
- от эмоционального настроя в отдельных ситуациях к созданию эмоциональной обстановки в процессе деятельности; от узко личных интересов к коллективным устремлениям.
Параметрами наблюдения появления и развития интереса в процессе деятельности могут быть такие, как:
1. Эмоциональный отклик на эстетические объекты и его проявления: удивление, радость, обостренность внимания, восторг и т. д.
2. Интеллектуальная активность: наличие и характер задаваемых вопросов, стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности, высказывать свою точку зрения, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, стремление поделиться информацией.
3. Волевые проявления: сосредоточенность внимания, стремление разобраться в трудных вопросах, преодоление трудностей, интенсивность и увлеченность деятельностью.
4. Характер протекания деятельности: репродуктивно-исполнительский, поисковый, творческий.
5. Корреляция интересов и склонностей: свободное время посвящается предмету своего интереса, эпизодические занятия предметом интереса, отсутствие склонности.
6. Активность в приобретении знаний, умений и навыков в области художественно-оформительской деятельности: проникновение в сущность связей и закономерностей; стремление к фактам, раскрытию или описанию явлений; увлечение эффектом и занимательностью при полном отсутствии интереса к сущности процессов и явлений.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Принцип добровольности, интереса, непрерывности и системности в организации художественно-оформительской деятельности
- Уровни интереса
- Высокий
- Средний
- Уровни умений
- 2.3 Цвет в художественно-оформительском искусстве. Психофизиологические свойства. Особенности цветовой среды школы. Роль цвета в художественно-эстетической организации пространства.
- Базовые принципы композиции
- Орнамент
- Стенная газета
- 2.7. Шрифт. История возникновения шрифта. Шрифт в художественно-оформительском искусстве. Основы шрифтовой композиции.
- Основные требования к шрифту
- Цвет — средство художественной выразительности шрифта
- Единство стиля в шрифте
- 2.10. Монументальные формы фронтальных композиций: монументальная живопись, мозаика, витраж.
- 2.11. Оформление интерьера. Художественное оформление тематических выставок, школьной сцены, праздников, вечеров, школьных помещений.
- 2.13. Итоговое занятие.
- 10. Шимко в. Т., Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход) Издательство: Архитектура-с, 2009 г. 408 стр.