Основные требования к шрифту
Удобочитаемость шрифта
Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта.
На удобочитаемость влияют следующие факторы:
-
форма шрифтовых знаков (рисунок или тип шрифта, размер, пропорциональность отношения ширины знака к его высоте, ритм формы, насыщенность, цвет);
-
шрифтовая композиция (длина строки (надписи) или ширина шрифтового поля (колонки), пробел вокруг строки или шрифтового поля, интервал между строками, шрифтовыми полями, форма строк, шрифтового поля, ритм строки и композиции текста, цветовое решение);
-
четкость шрифта (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона — носителя знаков, фактура, качество выполнения);
-
ясность шрифта (узнаваемость знаков, их дифференцированность, оправданная простота форм, представление содержания).
Необходимость соблюдения требования удобочитаемости вызвана психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения и осмысления текста:
Удобочитаемость способствует психосубъективному отношению к тексту, готовности к чтению, предопределяя привычки и ожидания зрителя. К сказанному следует добавить, что удобочитаемость зависит от сложности содержания, текстовой нагруженности, окружения, попадающего в поле зрения одновременно со шрифтом, а также степени освещенности.
Содержание и форма. Образность шрифта
На форму шрифта, его образность непосредственно влияет, как отмечалось выше, содержание текста. Единство формы буквы и содержания письменного сообщения — второе основное после удобочитаемости требование.
Выполняя одновременно утилитарную и эстетическую функции, шрифт имеет: предметное значение (обозначаемые объекты: буквенным знаком — звук речи, комбинацией знаков — слова и предложения) и экспрессивно-смысловое значение (чувства, передаваемые зримыми образами этих объектов человеческой речи).
Ритмический строй шрифта
Закон развития формы в шрифте предопределяется повторением таких пар противоположностей, как округлый — угловатый, широкий — узкий, большой — маленький, контрастный — нюансный и т. п. Борьба противоположностей вызывает ощущение условного движения, внутренней динамики изображения. Это и есть ритм — новое качество противоположностей.
Ритм создается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, взаиморасположением слов и строк, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом — всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.
Шрифт, подчиняясь всем этим зрительным закономерностям ритма, воздействует на человека, вызывая то или иное настроение, активизирует или тормозит восприятие, влияет на удобочитаемость и образность формы. Нарушение ритмических связей влечет за собой впечатление дробности, случайности, потерю целостности композиции и, напротив, гармоничное построение помогает чтению, доставляет зрительное удовлетворение.
-
Содержание
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Принцип добровольности, интереса, непрерывности и системности в организации художественно-оформительской деятельности
- Уровни интереса
- Высокий
- Средний
- Уровни умений
- 2.3 Цвет в художественно-оформительском искусстве. Психофизиологические свойства. Особенности цветовой среды школы. Роль цвета в художественно-эстетической организации пространства.
- Базовые принципы композиции
- Орнамент
- Стенная газета
- 2.7. Шрифт. История возникновения шрифта. Шрифт в художественно-оформительском искусстве. Основы шрифтовой композиции.
- Основные требования к шрифту
- Цвет — средство художественной выразительности шрифта
- Единство стиля в шрифте
- 2.10. Монументальные формы фронтальных композиций: монументальная живопись, мозаика, витраж.
- 2.11. Оформление интерьера. Художественное оформление тематических выставок, школьной сцены, праздников, вечеров, школьных помещений.
- 2.13. Итоговое занятие.
- 10. Шимко в. Т., Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход) Издательство: Архитектура-с, 2009 г. 408 стр.