logo
Конспект лекций по худ

2.11. Оформление интерьера. Художественное оформление тематических выставок, школьной сцены, праздников, вечеров, школьных помещений.

Этот раздел включает рекомендации по организации интерьера, выбору определенного цветового решения, соответствующего функциональному назначению помещения, а также анализ украшающих его декоративных элементов и оборудования (мебель, светильники и др.). Здесь также рассматриваются вопросы организации и оформления выставок, средств наглядной агитации, стенной газеты, школьного спектакля и сцены к празднику; разбираются некоторые моменты решения пришкольной игровой площадки и территории пионерского лагеря.

Интерьером называют внутреннее пространство здания или отдельного помещения.

Искусство украшения жилища возникло на заре человечества. Наряду с украшением предметов быта оно являлось одной из важнейших сфер приложения эстетической деятельности человека. Первые образцы настенной живописи обнаружены в пещерах — жилище людей в доисторический период.

Решение интерьера всегда было тесно связано с развитием технической мысли, экономическими возможностями, политическим строем и эстетическими требованиями времени. Вот несколько примеров. Дворцы и храмы Древнего Египта отличались грандиозностью и тяжеловесностью; этим утверждалась незыблемость власти фараона. Интерьеры храмов включали большие и малые замкнутые дворы и огромные залы, все пространство которых заполнялось лесом огромных колонн, грандиозность которых подавляла человека. В качестве декора широко использовался резной рельеф, пристенная и круглая скульптура, простая и поливная керамика, монументальные росписи, сочетавшие яркие цвета с монохромными изображениями.

Совершенно иную картину представляет древнегреческий интерьер. Он отличается изысканностью и деликатностью форм, сдержанностью декора, его масштаб соразмерен человеку.

Древнеримские интерьеры, хотя и подражают греческим, отличаются гигантскими размерами. Тяжеловесность форм олицетворяет воинский дух римлян, стремившихся к мировому господству.

В архитектуре и декоре отсутствует чувство меры. Для них характерны вычурные формы и внешние эффекты.

Мы остановились на основных чертах интерьеров Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, так как они явились источниками для формирования архитектурных стилей последующих эпох,

Основные особенности современного интерьера.

Современный интерьер начал складываться в 20-е годы XX века. Научно-технический прогресс открыл новые возможности в строительстве, которые отразились на архитектуре и интерьере.

В странах Западной Европы и США это новое было тесно связано с бурным ростом капиталистической индустрии. В нашей стране успехи индустрии сочетались с подъемом творчества, вызванным революцией и теми новыми задачами, которые она поставила перед архитекторами и художниками. Ведь никогда раньше не существовало таких зданий, как Дворец культуры, Дом науки и техники и т. п.

Большой вклад в формирование современного интерьера внес французский архитектор Ле Корбюзье. Используя широкие возможности новых строительных материалов, он разработал пять принципов современного интерьера.

Раньше массивность сооружений рассматривалась как подтверждение их прочности. Это было связано с тем, что основными несущими конструкциями являлись стены здания, которые были его опорой. Появление железобетона позволило коренным образом изменить облик интерьера. Теперь несущей конструкцией стал легкий каркас с опорными столбами. Эта дало возможность проектировать здания с фасадом, далеко вынесенным за опоры. Появляются фасады, полностью застекленные. Отсутствие капитальных стен внутри здания дало возможность разработать принцип свободного планирования этажей, в то время как раньше планировка каждого последующего этажа была неразрывно связана с планировкой нижнего.

Опоры-столбы позволили проектировать здания, как бы стоящие над землей, со свободным проходом или проездом под ними.

До XX века здание четко делилось на две взаимосвязанные, но самостоятельные части: внешнюю—фасад и внутреннюю - интерьер. Современная архитектура отказалась от такого разделения. Произошло раскрытие интерьера изнутри наружу. Он часто является частью фасада. Это стало возможно благодаря широкому применению остекления фасадов. Отсутствие несущих стен открыло для глаз внутреннее пространство здания, позволив зрительно объединить ряд отдельных помещений. Достигается это за счет раздвижных или не доходящих до потолка перегородок, а также перегородок из стекла.

Раскрытие пространства на первом этаже зданий достигается, помимо остекления, следующими средствами: единым уровнем пола и участка перед фасадом; устройством газонов и водоемов, зрительно проходящих сквозь стеклянную стену; включением кустов, и деревьев в интерьер здания; применением единого материала для внутреннего и наружного оформления здания.

Остекление требует благоустройства участка вокруг здания. Оно широко применяется в архитектуре, но нуждается в безусловном соответствии функциональному назначению интерьера и неуместно для парикмахерских, закусочных и т. п. Раскрытие внутреннего пространства подчиняет себе расположение оборудования и мебели в интерьере. Например, помещение вдоль остекленной стены школьного вестибюля вешалок лишает раскрытие интерьера всякого смысла.

Фасад и раньше рассматривался во взаимосвязи с окружающей природой, но интерьер был полностью изолирован. Делались попытки добиться этой связи с внешним пространством за счет живописи, создававшей иллюзию раскрытого пространства. Такие примеры мы встречаем в интерьерах барокко и классицизма.

Кроме чисто утилитарных задач, то есть прямого использования интерьера по его назначению, он выполняет важную эстетическую функцию. Интерьер вызывает определенные эмоции, настроения, переживания.

В нашей стране успешно решается проблема синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, поднимаются вопросы идейной и эстетической направленности декоративного искусства, особенно при оформлении таких зданий, как Дворцы культуры, школы, детские сады.

Архитекторы и художники все чаще работают в содружестве над проектами зданий. Так создавалось здание МХАТа в Москве.

Существуют три основных типа интерьеров: жилой, общественный и производственный. Принадлежность к одному из них определяется назначением сооружения, в которое входит данное помещение.

К каждому типу интерьера предъявляются свои требования.

Жилой интерьер должен быть максимально компактен и комфортабелен.

К общественным, зданиям относятся театры, клубы, кинотеатры, спортивные сооружения, предприятия торговли и общественного питания, железнодорожные и автовокзалы, станции метро, предприятия бытового обслуживания, лечебные учреждения и т. д. Общественные интерьеры отличаются большим разнообразием архитектурных решений. Им присущ крупный масштаб, высокий уровень технического оснащения и комфорта.

Промышленные здания предназначены для производственных процессов. Их интерьеры в первую очередь содержат производственное оборудование.

Индивидуальный характер такому интерьеру в первую очередь придают произведения декоративно-прикладного искусства. Так как архитектурное

решение современного интерьера типового здания предельно просто, декор здесь выполняет ведущую роль в эмоциональной выразительности помещения.

Целесообразность применения произведений монументально-декоративного искусства обусловливается в первую очередь назначением интерьера. Как правило, они используются в общественных интерьерах — помещениях кинотеатров, клубов, предприятий общественного питания, залов ожидания.

Интерьеры помещений школ, учебных и научно-исследовательских институтов, библиотек не требуют применения произведений монументально-декоративного искусства, так как они отвлекают внимание, мешают сосредоточиться. Помещения же, предназначенные для отдыха (фойе, холлы, коридоры), могут быть украшены.

Психологический климат интерьера

Интерьер — наиболее близкая человеку часть искусственной материальной среды. Он должен соответствовать определенным функционально-утилитарным и эмоционально-эстетическим требованиям. Для его правильного проектирования необходимо знать те условия, при которых интерьер наиболее эффективно будет влиять на жизнь человека, его труд и быт.

Психологический климат интерьера складывается из таких компонентов, как: шум, запах, температура, свет, цвет, озеленение, комфорт, чистота.

Важную роль играет высота помещения. Установлено, что хуже всего чувствует себя человек в очень высоком помещении; плохо — в низких помещениях большой площади.

Из перечисленных выше компонентов нас особенно интересуют свет и цвет в интерьере, так как их правильный выбор часто зависит от мнения школьного учителя.

Свет в интерьере является одним из важных средств выразительности архитектурного сооружения. Он позволяет организовать пространство, выделить композиционные акценты интерьера, зрительно дробить и расчленять помещение.

Все многообразные существующие формы светильников можно разделить на две группы: подвесные (свободно размещенные в пространстве) и встроенные (спрятанные частично или полностью). Первая группа светильников традиционна, вторая же характерна для современной архитектуры, когда новые строительные материалы и световая аппаратура позволили широко пользоваться подсветами для получения помещений с отраженным светом.

Основные приемы проектирования светильников в интерьере: единичный подвесной светильник; группа подвесных светильников; встроенные с прямым светом; встроенные с отраженным светом. Возможны также различные их сочетания.

Подвесные светильники в интерьерах общественных зданий часто являются единственным или основным элементом декора, воплощая синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Интересное декоративное решение встроенных светильников нашли архитекторы В. Гельфрейх и И. Рожин в интерьере станции «Электрозаводская» Московского метрополитена. Примером использования отраженного света может служить станция «Кропоткинская» (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг).

Определяя расположение светильников, важно учесть не только их связь с общим решением интерьера (например, подвесные светильники, перекрывающие декоративное панно, мешают восприятию произведения), но и степень освещенности помещения и его частей. Освещенность производственного интерьера должна быть оптимальной для определенного вида деятельности, поэтому при освещении рабочих мест часто, помимо общего, пользуются и направленным светом.

Свет активно влияет на восприятие цвета. Наиболее правильное представление о цвете поверхности мы получаем при солнечном свете в полдень. В свете лампы накаливания преобладают длины волн желтого и красного участков спектра, поэтому голубой, синий и фиолетовый темнеют, красный становится более насыщенным, голубой зеленеет, желтый и оранжевый обесцвечиваются. Более верную цветопередачу дают лампы дневного света.

Цвет в интерьере.

Цвет — один из основных компонентов работы по оформлению интерьера. Наряду с фактурой он широко используется в современной архитектуре.

Цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, время реакции человека на красный цвет почти на 10% меньше, чем на зеленый. Помимо психологического восприятия, существует традиционное представление о ряде цветов, вызывающее определенные ассоциации. Об этом подробно говорилось ранее.

Приведенные ниже данные о психологическом восприятии цвета следует учитывать во всех оформительских работах в школе, и особенно при оформлении интерьера, так как в нем особенно велики окрашенные плоскости.

Черный — мрачный, глубокий, подчеркивает пыль, применяется в основном как обрамление, хорошо сочетается с любыми цветами. Белый — строгий, благородный, незаменим в качестве фона, органично входит в любую гармонию цветов. Серый — деловой, унылый, дает гармонические сочетания с другими цветами. Красный — броский, горячий, побуждает к активной деятельности. Коричневый — располагает к мрачности, в сочетании с серым подавляет, тревожит. Оранжевый — горячий, бодрый, улучшает аппетит. Желтый — жизнерадостный, вызывает хорошее настроение. Зеленый — цвет покоя, свежести, действует успокаивающе, в сочетании с желтым приобретает мягкие тона, повышает настроение. Голубой — успокаивает, вызывает ощущение прохлады. Синий — снимает напряжение. Фиолетовый — вызывает беспокойство, взволнованность, утомляет.

Цвет окружающих предметов оказывает постоянное воздействие на психическое состояние человека. Одни цвета успокаивают, другие раздражают, утомляют зрение, вызывают ослабление внимания. Установлено, что зеленые, голубые, желто-зеленые, желто-голубые наиболее благоприятны для глаз. Красный цвет увеличивает кровяное давление, временно повышает производительность труда.

Цветовое решение интерьера общественных зданий должно отличаться от жилых и производственных помещений. Производительность труда, аккуратность, внимание снижаются при утомлении.

Исследования влияния цвета на производительность труда позволили разработать ученым ряд рекомендаций по окраске производственного помещения.

1) Необходимую четкость наблюдения за объектом работы создают цвета, оттеняющие орудия и объекты труда. При этом снижается утомляемость глаз, возрастает темп работы. Например, в кабинете обслуживающего труда, где школьницы имеют дело с пестрыми тканями, должны быть столы с ахроматической поверхностью.

Лента конвейера на предприятиях часто окрашивается чередующимися цветами, что позволяет рабочему легче следить за движением своей детали.

Установлено, что черную нитку на черном фоне увидеть в 2100 раз сложнее, чем на белом.

2) Должны создаваться условия, в которых внимание не рассеивается на посторонние предметы. Последние окрашивают в цвет фона, устраняя видимость даже контуров.

3) Для создания рабочего настроения помещение и оборудование окрашивают в сочетания холодных и теплых цветов. В помещениях с повышенным шумом следует избегать резких цветовых

сочетаний.

4) Измерительные приборы, требующие внимания, опасные места

машин, движущееся оборудование окрашивают в яркие красные,

оранжевые или желто-черные цвета.

В интерьерах общественных зданий человек бывает периодически, а не постоянно, поэтому их эмоциональное воздействие может быть особенно сильным.

Для современного интерьера характерно использование мягких, пастельных тонов, хорошо сочетающихся с природными материалами. Возможно применение из насыщенных контрастных сочетаний, создающих исключительные возможности для эмоционального воздействия на зрителя. Цветовое решение любого интерьера, особенно общественного, зависит от его общей композиции и художественного замысла. Это дает большую свободу в выборе цветовых отношений.

При поисках колористического решения интерьера следует учитывать, что холодные цвета вызывают ощущение пониженной температуры в помещении (причем разница с температурой помещения, выкрашенного в теплые цвета, составляет 3—4°С, что весьма ощутимо). Именно поэтому «горячие» цеха рекомендуется красить в холодные цвета. Интерьеры, выходящие на северную сторону, в теплые.

Помещение со слабым освещением желательно окрашивать в светло-желтые или светло-розовые тона. Белые поверхности уступают светло-желтым, так как кажутся в этом случае тусклыми и серыми. Белые и серые стены требуют особенно яркого освещения.

Хорошо освещенные помещения, обращенные на юг, юго-запад и юго-восток, можно окрашивать в темные теплые или холодные тона.

Отдельные цвета обладают свойством создавать впечатление удаления или приближения поверхностей. Как правило, теплые тона кажутся нам расположенными ближе, а холодные — дальше. Наибольшей способностью приближать поверхность обладают насыщенные оранжевый и желтый цвета, а удалять — синий и бирюзовый. При разбеливании эти свойства выступающих и отступающих цветов утрачиваются. Среди ахроматических тонов светлые —выступающие, темные — отступающие. Черный может быть использован для покраски потолка. Он зрительно вызывает ощущение глубины ночного неба. В выступающие цвета красят интерьер, когда необходимо зрительно уменьшить его пространство, и, наоборот, отступающие позволяют вызвать иллюзию увеличения объема помещения.

Для художника важно знать еще одно свойство цветов, влияющее на эмоции людей. Все цвета делятся по своему восприятию на легкие и тяжелые. Легкие или воздушные — это холодные, светлые, слабонасыщенные, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба. Из ахроматических — светло-серые. К тяжелым относятся цвета теплые, темные, слабонасыщенные, коричневые, оливковые, черный и темно-серые.

Восприятие цвета зависит и от возраста. Молодежь предпочитает яркие, насыщенные тона, люди пожилые — более мягкие, блеклые.

О цвете в интерьере школьного здания.

Учебный интерьер должен создавать наилучшие условия для занятий детей и в то же время развивать их эстетический вкус.

В классных комнатах все должно быть целесообразно и функцианально оправдано. Шум резко снижает работоспособность человека. Правильно подобранное цветовое решение интерьера способно несколько «погасить» шум и повысить производительность труда на 10—18%.

Дети обладают обостренной реакцией на цвет. Слуховая чувствительность их снижается в условиях красного цвета и повышается при зеленом. Поэтому в окраске помещения с повышенным уровнем шума следует применять теплые цвета.

Зеленые, зеленовато-голубые и желто-зеленые цвета снижают утомляемость, приятны для глаз, обостряют слух — их следует использовать при окраске стен классов. Светлые цвета увеличивают освещенность помещения на 20—30%. Немаловажно знать, что темно-коричневая окраска пола снижает работоспбсобность учащихся.

В местах кратковременного пребывания рекомендуется использовать яркие и контрастные тона. Различные цвета не одинаково быстро привлекают внимание. Наиболее броские — красный, оранжевый, синий при их максимальной насыщенности. Их используют, когда необходимо сделать акцент в цветовой композиции интерьера. При длительном воздействии цветовой контраст утомляет зрение. Желательно использовать сочетания родственных и родственно-контрастных цветов как более мягкое. Дополнительные цвета могут присутствовать, но лишь малой насыщенности.

Не следует увлекаться многоцветностью, но и монохромная гармония при длительном воздействии утомляет зрение.

Дети младшего возраста плохо различают цвета, близкие по светлоте, поэтому такую окраску помещений начальной школы применять не следует. Различные оттенки они лучше видят на ахроматических фонах. Значит, стены, находящиеся в поле зрения учеников, должны быть близки к ахроматическому цвету. На сером фоне они лучше, чем взрослые, различают оттенки цвета. Это облегчает восприятие цветных наглядных пособий.

Школьная мебель должна состоять в нюансной гармонии с цветом стен. Лучше, если столы несколько отличны по окраске от доски, так как смена цветов снижает зрительное утомление. Интенсивно может быть окрашена лишь стена за спинами учеников.

Цветной декор особенно важен в младших классах, но он не должен отвлекать внимания от доски, поэтому его не следует располагать на передней стене.

Учеными установлено, что голубые цвета ухудшают настроение малышей, а желтый и бледно-зеленый ускоряют процесс обучения. Отмечен такой факт: желтые стены дети пачкают меньше.

При цветовом решении помещений классов важно помнить, что внимание учеников, следует направлять на переднюю стену и фиксировать на доске. Она должна быть самым насыщенным и темным пятном в классе. От использования черных досок отказались, так как установлено, что белое на черном по легкости восприятия занимает одно из последних мест среди всевозможных сочетаний. Рекомендуемый цвет доски — темно-зеленый, особенно там, где изучаются технические дисциплины и доска постоянно используется, хуже — коричневый, так как он услыпляюще действует на учеников и вызывает депрессию. Эти нежелательные моменты можно исключить, добавив в коричневую краску желтый или оранжевый цвет.

На зеленой доске в младших классах лучше всего писать желтым мелом (несколько хуже — оранжевым или светло-коричневым).

В окраске учебных помещений для пятых — седьмых классов рекомендуется использовать тонкие светлотные отношения и сочетания цветов. В старших классах цветовая гармония может быть близкой к дополнительной, но слабой насыщенности.

В кабинетах математики, физики, химии, где нужна глубокая сосредоточенность, следует использовать холодную гамму цветов. В кабинетах, где происходит живое обсуждение вопросов (кабинеты истории, литературы, иностранного языка, географии, биологии), целесообразна теплая гамма и более резкие контрастные отношения.

Столярная и слесарная мастерские окрашиваются по-разному, так как цвет обрабатываемых здесь материалов неодинаков. В слесарной мастерской работают с металлом, она должна быть решена в теплых тонах, столярная — в холодных. В те же цвета красят оборудование.

Стены кабинета черчения и изобразительного искусства лучше всего окрашивать в светло-серые тона, так как работа в нем требует постоянного тонкого различения цветов. Предварительное наблюдение ахроматического цвета увеличивает цветовую чувствительность глаза. Кроме того, светло-серый цвет является отличным фоном для экспонирования детских работ.

Спортивный зал должен быть решен в холодной светлой гамме.

Вспомогательные помещения (коридоры, лестницы, вестибюль, столовая) должны нести обновление зрительных впечатлений, а потому окрашиваются в насыщенные веселые цвета. Это особенно важно, так как чередование цветов повышает работоспособность детей.

Вестибюль — место кратковременного пребывания, он создает первое впечатление о школе, вызывает определенный эмоциональный настрой. В нем уместно настенное панно, цветовое решение которого должно быть ярким, запоминающимся, поднимающим настроение. В общем колорите помещения желательно использование теплых, радостных цветов.

Лучшим вариантом окраски стен актового зала является применение теплого белого. Он служит прекрасным фоном для экспозиций и оформления, создает рассеянное освещение благодаря высокому коэффициенту отражения, придает помещению торжественность. Наряду с этим белый цвет не утомляет зрение при длительном воздействии на человека. При подборе занавеса и мебели желательно использовать материалы, дающие нюансную гармонию холодных цветов Во всех интерьерах простенки необходимо красить в более свет- лые тона, чем стены, что позволяет уменьшить контрастность между светлой поверхностью окна и затененным простенком.

Стены против окон на лестничных клетках можно красить на каждом этаже в свой цвет — это облегчит ориентирование и создаст определенный ритм.

Столовая должна производить светлое, радостное впечатление, но не пестрить многоцветьем. Основным должен стать оранжевый цвет, так как, по утверждению психологов, он повышает аппетит.

В США были сделаны попытки создать оптимальное цветовое решение школьных помещений. Результаты проведенных исследований показали, что успеваемость в разных классах повысилась с 9% до 34%. Цветовой климат повлиял и на здоровье учащихся: близорукость, составлявшая раньше 53%, сократились до 23%, болезни желудка — с 71% до 40 %1.

Интересные результаты дали опыты с цветной бумагой. Оказалось, что белая бумага не самая удачная для письма и чтения напечатанного на ней текста. Гораздо выше скорость письма и меньше процент ошибок в решениях задач при пользовании светло-голубой и, особенно, светло-зеленой бумагой. Правильных решений задач на светло-зеленой бумаге было на 2-1,3% больше, чем на белой, на светло-красной же по сравнению с белой бумагой — на 19% меньше.

Озеленение как прием декорирования общественных зданий возникло в конце XIX века. Но раньше растения находились в специальных зимних садах, размещаясь там в кадках и горшках. В современном интерьере озеленение составляет часть общего оформления. Появились новые приемы в размещении зелени: деревья, прорастающие сквозь потолки; газоны, «проходящие» внутрь здания сквозь стеклянные стены; вьющиеся вдоль колонн и стен растения.

Наиболее доступным является размещение растений в специальных ящиках и керамических кашпо, которые позволяют свободно располагать их в зависимости от конкретных задач. Интересные декоративные решения оформления достигаются введением растений и цветов в интерьеры, отделанные необработанным или слабо обработанным камнем и кирпичом. Этот прием особенно хорош в оформлении холлов, лестниц, вестибюлей. Создание «островов» зелени позволяет расчленить большое пространство. Психологи утверждают, что уютнее всего человек чувствует себя в интерьере, находясь около драпировки или среди зелени. Декоративные элементы в интерьерах общественных зданий.

Интерьер и экстерьер школьного здания:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г., стр. 104 – 110.

Художественное оформление этажей школы:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г.стр. ,100 – 103, 181 – 185.

Создание эскизного проекта и выполнение унифицированного оборудования для информационных стендов:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г., стр. 79 – 83, 151 – 170.

Модульный принцип оформления:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г., стр. 91 – 97.

Мебель — один из важнейших видов оборудования интерьера. Как правило, она не создается для конкретного объекта, ее конструкция и внешний вид обусловливаются функциональным назначением. Но, отвечая требованиям комфорта, мебель становится всё более специализированной. Кресла в театре и в рабочем кабинете решаются по-разному, стулья из учебной аудитории не могут быть переставлены в жилой интерьер. Современная серийная мебель как правило, самостоятельной художественной ценности вне интерьера не имеет.

Однако недостаточно иметь, например, просто удобное прочное кресло. Необходимо, чтобы оно было красивым и создавало определенное настроение, соответствующее назначению помещения. Поэтому возникает такое множество типов кресел: тронное, дворцовое, кабинетное, будуарное, театральное, детское. Утилитарная функция и конструкция их неизменны, но в каждом отдельном случае за счет вменения декоративного оформления, пропорций и форм художник добивается различного эмоционального воздействия — то делового и официального, то торжественного и величественного, то интимно-уютного.

Большое значение в передаче определенного идейно-эмоционального содержания мебели играют материалы, из которых она изготовляется. Официальность и строгость, например, придает изделиям обивка из искусственной кожи.

На протяжении истории своего развития мебель создавалась по подобию архитектуры зданий. Она имела фасад, которому в отделке уделялось наибольшее внимание, более скромно декорированные боковые стороны и совершенно не оформленную заднюю стенку, так как она была не видна. Теперь мебель отделывается со всех сторон, потому что часто она располагается не вдоль стен, как это было принято прежде, когда каждая вещь, в интерьере имела свое определенное место.

Эстетические нормы раньше не допускали использования в одном гарнитуре обивки разного цвета или фактуры, теперь это часто желательно.

На форму мебели сильное влияние оказали новые материалы и прогрессивная технология. Применение металла, древесной плиты, фанеры дало возможность снизить вес предметов и повысить их мобильность. Поиски новых конструктивных решений, связанных с новыми материалами, привели к созданию, например, надувной, а также сборной мебели, состоящей из отдельных элементов, с помощью которых по желанию можно собрать диван шкаф или стол. Появилась мебель, в которой почти отсутствуют конструкции из дерева или металла. Ткань в таких изделиях превратилась в основную их часть. Это привело к новому оформлению обивочных тканей. Раньше конструктивным формам мебели подчиняли ее художественное оформление. Так, мебель XVIII века отличалась тем, что рисунок ткани сиденья или спинки представлял законченную самостоятельную композицию, вставленную в деревянную раму.

В XIX веке применялись ткани с крупным раппортом. Можно заметить, что во все времена существовало правило, по которому рисунок мебельной ткани, соизмерялся с поверхностью изделия. Он либо целиком вписывался в основные плоскости (спинка, сиденье), либо многократно в них повторялся.

При создании современной мебели художники отказались от модульности рисунка. Сейчас используются ткани различной фактуры и оформления. Для надувной и сборной шитой мебели выбирают крупномасштабный растительный орнамент. По цветовому решению он обычно контрастен к фону. Такой рисунок подчеркивает новизну формы мебели. Масштаб выбирается так, что раппорт не умещается целиком в одной из плоскостей предмета. Это приводит к тому, что часто трудно определить контур сиденья или спинки.

На развитие современных форм большое влияние оказала так называемая венская мебель. В 1856 году, применив впервые термическую обработку дерева, позволившую гнуть его, братья Тоне создали новую модель стула для массового производства. Форма его была полностью подчинена конструкции, что позволило венскому стулу свободно вписаться в любой стиль. Эта мебель продолжает выпускаться и пользуется спросом по сей день. В несколько измененном виде модель Тоне используется в стульях и креслах, в которых дерево заменено гнутыми в стиле венского стула металлическими трубками.

Много экспериментальных открытий сделано в последнее десятилетие в области проектирования детской мебели. И здесь мы встречаем новые материалы — прессованный картон, плетение из веревок и т.д...

С середины 70-х годов наметилась тенденция к ансамблям из легко трансформируемых элементов. Интерес вызывает мебель складывающаяся, сокращающаяся в пространстве. Уже привычным стало кресло-кровать, появляются стулья с откидными сиденьями, полностью складывающиеся столы и т. п..

Для оформления интерьеров общественных зданий применяют мебель различных конструкций и оформления. Здесь важно их соответствие художественному решению помещения в целом, а также функциональному назначению интерьера. Современная мебель — легкая, свободно изменяющая свои формы. Она соответствует стандартам архитектуры нашего времени и отражает манеру поведения человека в коллективе.

Трансформируемая мебель должна найти широкое применение в школе, так как позволяет быстро переоборудовать помещение. Необходимо, чтобы стулья легко надвигались на столы и друг на друга, что даст возможность в короткое время освободить часть площади класса, подготовив его к уборке. При этом предметы не должны быть очень тяжелыми, так как двигают их сами дети.

Следует предусмотреть возможность увеличения высоты столов и стульев в классах, чтобы они соответствовали возрасту учащихся. Проектируется мебель с колпачками разной высоты, одевающимися на ножки столов и стульев. Считается, что достаточно иметь возможность получить шесть размеров оборудования.

Очень важно, чтобы при прикосновении к поверхности стола не возникало неприятное ощущение холода, мешающее нормальной работе. Это зависит от материала, использованного при изготовлении стола. Дерево, например, в отличие от некоторых видов синтетических покрытий, не вызывает ощущения холода.

Важным элементом, оборудования классной комнаты является доска, Она может неподвижно крепиться на стене; состоять из нескольких поднимающихся, вверх плоскостей или представлять замкнутую ленту, позволяющую получить непрерывное движение полотна доски.

Наиболее рациональным видом школьной доски специалисты считают доску, состоящую из отдельных щитов, легко перемещающихся, имеющих различную линовку (клетку, оси координат и т. п.). В такую доску может быть включена магнитная секция, дающая возможность пользоваться магнитными буквами и цифрами и крепить наглядные пособия без помощи кнопок.

Варианты цветового решения доски рассматривались ранее, когда разбиралось цветовое решение интерьера школьного здания.

Оформление выставки.

Выставочная деятельность за последние десятилетия достигла небывалого размаха и уровня. В наши дни выставка практически стала таким же средством информации, как печать, радио, телевидение.

Из истории выставок. Принято считать, что прообразом современной выставки была старинная ярмарка. Ярмарки проводились по праздникам; на них не только торговали, но и давали театральные и кукольные представления, устраивали различные аттракционы. Все это привлекало не только покупателей, но и людей, которые шли только смотреть.

Многие древние ярмарки были уже международными. Так, за тысячу лет до нашей эры на финикийскую ярмарку в Трире привозились продукты и изделия со всего Средиземноморья. Ярмарки породили особую архитектуру для показа и продажи товаров. Иногда показ предметов проводился и без продажи. Обычно это были выставки церковной утвари и произведений искусства, принадлежащих церквам.

Во второй половине XVI века в Европе устраиваются первые выставки работ ремесленников. С 1699 года парижская Королевская академия живописи и скульптуры, организует в Лувре регулярные выставки картин.

С развитием капиталистических отношений выставки начинают носить коммерческий характер. Первая всемирная выставка состоялась в 1851 году в Лондоне. Для ее проведения было построено специальное здание, получившее название Хрустального дворца. Здание собиралось из отдельных унифицированных элементов. Благодаря этому огромный павильон построили всего за полгода. Для своего времени это здание было уникальным. Историки отмечают его влияние на всю последующую архитектуру.

Со временем выставки стали размещать не в одном павильоне, а создавали главный, окружая его более мелкими. Позднее главный павильон заменяют декоративным элементом, вокруг которого располагаются одинаковые павильоны. Роль такого декоративного акцента выставки играла в свое время Эйфелева башня. В последние годы на международных выставках стремятся создать павильон-символ. На всемирной выставке в японском городе Осаке в 1970 г. советский павильон имитировал развевающийся флаг (архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свирский).

Современные выставки классифицируются следующим образом:

I) по целям проведения (торговые и просветительно-познавательные);

2) по периодичности проведения (регулярнсидроводимые, постоянные и т. п.);

3) по содержанию экспонатов (универсальные и специализированные); 4) по составу участников (всемирные, международные, национальные и т. п.).

Выставки сочетают в себе две основные функции: идейно-воспитательную и культурно-просветительную. Обе функции обязательно присутствуют в любой из них, как крупной международной, так и скромной тематической. Тематические выставки, как правило, бывают узкопредметными.

Задача каждой выставки — раскрыть конкретную тему в ее связи с современностью.

Выставочная экспозиция обладает большим эмоциональным воздействием. Выставка в целом — это определенный художественный образ. Очень важно, чтобы образ этот был уникальным, так как повтор, виденные много раз приемы оформления резко снижают эмоциональное воздействие на зрителя.

Оформление выставки тесно связано с ее общей направленностью, временем экспонирования, техническими возможностями исполнителей. Широкое распространение получили выставки в детских оздоровительных лагерях, школах и других учебных заведениях. По теме и задачам среди них можно выделить следующие: наглядная агитация; оформление школьного музея; выставка работ учащихся т.д..

Дети охотно участвуют в выставках, приносят на них домашние работы. Даже небольшие выставки работ учащихся требуют умелой организации.

Выразительные средства выставок: композиционное решение пространства, его планировка; разнообразие масштабов, размеров, ритма элементов экспозиции; цвет, световые акценты; использование звука, музыки и многое другое.

Работа над оформлением экспозиции должна начинаться с составления тематического плана, определяющего главные разделы выставки на основе имеющегося материала. Затем разрабатывается экспозиционный план, распределяющий материал по разделам. Следующим этапом является подготовка эскизов.

Выставка — это всегда образный рассказ, представленный зрителю изобразительным и документальным материалом.

Обилие экспонатов и текстов — недостаток экспозиции. Небольшое их количество, представленное крупно, контрастно, выразительно, может произвести гораздо более сильное впечатление. Текста должно быть использовано возможно меньше. Установлено, что перегруженный текстом стенд внимательно рассматривает лишь один человек из восьми.

Выставка должна иметь четко установленный порядок осмотра, который диктуется размещением экспонатов в определенной последовательности, например: исторической или хронологической. Возможно, размещение экспонатов по возрасту авторов (экспозиция детских работ начинается с вещей, выполненных младшими школьниками). Как правило, начало выставки оформляется либо заглавным стендом, определяющим ее идейную направленность, либо одним из экспонатов, полностью соответствующим теме экспозиции.

Выставочное пространство часто членится перегородками и стендами, позволяющими, во-первых, выделить экспонаты по группам, во-вторых, создать некоторую изолированность зрителя и экспоната, оставить человека как бы наедине с ним.

Экспозиции крупных выставок строятся по четкому сценарию. В них часто используют прием «лабиринта обхода», который позволяет не упустить главное и одновременно расчленяет поток людей. Для объемных экспонатов следует предусмотреть возможность обхода. Все части экспозиции должны быть хорошо видны.

Учитывая психологическое и ассоциативное влияние цвета на человека, ему уделяется особое внимание. Не следует использовать много ярких цветов, перебивающих друг друга и дробящих композицию. Ведущий цвет должен соответствовать тематике. В экспозиции обязательно следует использовать ахроматические цвета в качестве фона и вставок, так как они дают возможность создать необходимые для глаз паузы.

Текст должен быть кратким, без повторов и шаблонных выражений. Компонуя его, надо избегать переносов, затрудняющих чтение, следить за смысловой разбивкой по строчкам, не оставляя в конце предлоги и союзы, не помещая на разных строках слова, связанные общим смыслом.

Шрифт должен быть простым по рисунку, четким и легко читаемым, так как человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов, что ускоряет чтение. Четкость шрифта определяется контрастностью между фоном и текстом. Для достаточной четкости должна быть большая тональная разница. Малая разница может быть увеличена за счет введения контура, но это допустимо лишь в коротких надписях.

Наиболее простая и допустимая в условиях школы форма размещения материала — на планшетах, укрепленных на стене. При компоновке материала на них следует выдержать определенные требования гармоничности всей экспозиции. Заголовки должны быть написаны одним шрифтом на одном уровне. Как правило, для их выполнения пользуются трафаретом. Все планшеты должны иметь одинаковые поля.

Большое значение для зрительного восприятия имеет, отношение высоты планшета к его ширине. Например, прямоугольник с соотношением сторон 1:3 вызывает ощущение неустойчивости, когда он расположен вертикально, но хорошо смотрится при горизонтальном расположении. Возможно использование принципа золотого - сечения при определении пропорций планшета (1:1,62).

Оформление театральной сцены.

Из истории театра

Сцена в том виде, как мы привыкли ее видеть, то есть коробка с занавесом, кулисами, декорациями,. сложилась лишь к началу XIX века. Сложен и интересен путь развития театра.

Греческий театр. Круглая площадка-сцена театра окружалась каменными скамьями для сидения, поднимавшимися по мере удаления. Со зрительских мест был хорошо виден окружающий ландшафт, горы, деревья, море. Актеры играли на фоне пейзажа, так как небольшое здание, расположенное напротив мест зрителей, игравшее роль театральной уборной, не закрывало его. Лишь позднее это служебное помещение стало приобретать значение декорации, фона, на котором происходило действие. Происхождение греческого театра из религиозного обряда сказалось в костюме трагического актера. Его одежда напоминала одеяние жреца: На лицо актеры надевали маски. Размеры театра были настолько велики, что разглядеть лицо актера, его мимику было невозможно. Маски же делались значительно больше лица, им придавалось определенное выражение. Актер имел две-три маски с разным выражением и менял их при необходимости. Поверх маски надевался парик. Маски для, трагедии и комедии резко различались. Первые были величественными, скорбными, серьёзными; вторые — более разнообразны по выражению.

Римский театр. В отличие от греческого римский театр не был связан с религией. Первоначально помещение театра представляло собой невысокие деревянные подмостки, построенные на площади, перед которыми стояли зрители. Такая форма деревянного балагана со II века до н. э. сохранилась до сегодняшнего дня. Она существовала позднее во всех странах, появились даже передвижные балаганы-повозки.-

Стремление римлян к пышности приводит к тому, что деревянные подмостки уступают место постоянным театрам. Внешне они были схожи с греческими — амфитеатр с круглой сценой. Здание театра по-прежнему не имеет крыши, но появляются писаные декорации.

Театр древности использовал многие условные средства, помогавшие зрителю представить героя. Помимо определенных масок, существовало различие в одежде трагических и комических героев. В трагедии носили длинные одежды, напоминавшие греческие, а костюмы комических персонажей были короче. Одежда старцев была белой, молодые герои комедий носили пурпурные одеяния, отрицательные персонажи появлялись в сером.

Театр средних веков. После падения Рима римский театр постепенно отмирает. В средние века не существовало театра и театрального здания. В это время театрализованный характер приобретают религиозные службы, которые постепенно даже стали «выходить» из соборов и разыгрываться на паперти перед зрителями. Из католических богослужений рождается такой жанр религиозного представления, как мистерия. Сюжет мистерии брался из библии или евангелия и дополнялся эпизодами комедийно-бытового характера. Такие представления проходили в дни праздников, зрители-горожане активно участвовали "в них. На площадях города возводились отдельные домики для каждого эпизода (а их бывало до двадцати), и зрители переходили из одного домика в другой, а в первом вновь игрался эпизод для следующих зрителей.

Театр эпохи Возрождения. В период Раннего Возрождения повторяются формы античного театра. Вновь строится амфитеатр для публики, сцена, а за ней задник с изображением необходимых декораций. Но в этот период проявляется перспектива в декорациях. Считается, что изобретателем ее был Донато Браманте. Декорации изображали одно место действия (например, в комедиях — уходящую в перспективу улицу города) и не менялись на протяжении всего спектакля. Сменяющиеся декорации появились лишь в XVII веке. К древним шествиям с ряжеными восходит обычай карнавала, сохранившийся в некоторых обрядах христианской церкви. В дни карнавала улицы города преображались, на них пели, плясали, разыгрывали небольшие сценки, участниками которых были и актеры, и зрители.

С середины XVI века все большее развитие получает площадной народный театр. Это вновь подмостки, почти без декораций, но с масками и костюмами.

Театр XVII—XIX веков. В XVII веке на сцене ставятся оперы, появляются первые балеты. Декорации в это время уделяется все больше внимания. Сцена создает иллюзию городского или сельского пейзажа. Возрастают технические возможности оформления спектаклей. Так, партер театра Фарнезе (Италия) иногда превращался в бассейн с водой, в котором плавали корабли, изображались морские бури и сражения. Этот же театр впервые стал использовать занавес. Утверждается и совершенствуется кулисная сцена - коробка, но она пока не отделена окончательно от зала, от зрителя. Так, в театрах Шекспира и Мольера по обеим сторонам сцены располагались ряды стульев для знатных театралов. Обычно зрители на сцене своей реакцией помогали актерам. Они служили своеобразным фоном, создавали определенную атмосферу, соответствовавшую действию. Их пышные богатые одежды требовали от костюмов актеров еще большей роскоши.

Ярусное расположение мест в театрах отражало сословное деление общества. Самые дешевые билеты продавались на верхние места.

В театре XVII века важную роль начинает играть музыка.

В театре 17 века важную роль начинает играть музыка. Появляются объемные декорации. В оформлении спектакля применяют самые удивительные эффекты и превращения. Иногда декорации даже затмевают действие.

Во второй половине XVII века в России появился первый профессиональный придворный театр. Реформы Петра I коснулись и русского театра. Опыт Западной Европы усваивается в России, где начинает формироваться русский театр. Одновременно в поместьях вельмож появляются частные театры. Многие из них отличал высокий художественный уровень, например крепостные театры Шереметьева в Кускове и Останкине, Юсупова — в Архангельском.

В России из крепостных возникает плеяда замечательных театральных художников (К.М. Фунтусов, С. А. Калинин, Г.С: Мухин). Позднее эскизы театральных декораций и костюмов начинают создавать крупнейшие русские живописцы, такие, как М.А. Врубель, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов. Особенно много и плодотворно в этой области работали К.А. Коровин и А.Я. Головин. Многие художники «Мира искусства» оформляют спектакли (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и другие).

В 1905—1917 годах русский театр играет огромную роль в художественной жизни страны. Сцена привлекает к себе поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев. Среди них — А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.Э. Грабарь, М.А. Волошин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев и другие. Свои постановочные идеи разрабатывает К.С. Станиславский.

Опираясь на богатое наследие, декораторы развивают то лучшее, что было накоплено русской и зарубежной театральной живописью. Оформление школьного спектакля

Постановка пьесы всегда большое событие для учащихся. Задача учителя — помочь детям в этой увлекательной и сложной работе. Оформление спектакля позволяет привлечь различные школьные кружки, такие, как ИЗОкружок, кружок кройки и шитья; понадобится также помощь учителей физики и труда. Эскизы декораций и костюмов должны делаться с расчетом на последующее воплощение их в материале силами самих учащихся.

Особое внимание следует уделить эскизам костюмов, и не только потому, что театральный костюм передает внешние признаки и характеристику персонажа, но и потому, что он является главной и наиболее доступной в условиях школы частью оформления спектакля.

При работе над эскизом надо помнить, что костюм является средством выявления характера героя, кроме того, в нем обязательно должны проявиться национальные признаки и черты времени. А это значит, что, прежде чем учащиеся приступят к выполнению

эскизов, надо не только внимательно прочитать с ними текст, но и помочь им представить быт и одежду людей той эпохи, о которой идет речь в спектакле.

При скудной декорации в постановке можно широко использовать различные атрибуты и аксессуары.

Очень важно цветовое решение всей сцены. Яркие пестрые декорации будут рассеивать внимание, отвлекать от действия. То же самое можно сказать и о костюмах — яркий цвет одного сконцентрирует на нем внимание, отвлекая от других персонажей, а это часто нежелательно.

Постановка спектакля требует определенного решения и всего зала, хотя в условиях школы сложно оборудовать его так, чтобы он отвечал всем требованиям и нормам театрального помещения.

В актовых залах школ часто нет возможности избавиться от эха, поэтому не следует заполнять их до отказа зрителями. Промышленность выпускает специальные поглотители звука, установка их исправит акустику.

Использование черных или-темно-красных (поглощающих свет) ширм-перегородок позволит ограничить пространство зала и избавиться от мешающего дневного света.

Все стулья или кресла для зрителей должны прочно прикрепляться к полу, но в то же время легко трансформироваться, освобождая пространство зала; желательно размещение их по пандусу.

Особое внимание следует уделить световому и шумовому оформлению спектакля. Здесь легкодоступными средствами можно достичь значительной эмоциональной выразительности.

Оформление школьной сцены к празднику или юбилейной дате.

Праздничное оформление сцены, как и оформительское искусство, можно рассматривать как звено в работе по эстетическому воспитанию школьников. Оно выполняется учащимися во внеурочное время под руководством учителя изобразительного искусства.

Все оформление сцены, должно быть направлено на максимальное раскрытие темы и полное ей соответствие. Кроме того, его необходимо увязывать с общим оформлением актового зала, с цветовым решением всего интерьера.

Как правило, подготовка сцены к празднику сводится к оформлению задней ее стены. Многие школьные сцены не ограничены порталом и не имеют занавеса. Оформление их представляет большую трудность. Необходимо зрительно ограничить высоту стены, найти общее композиционное решение. Использование для этих целей задника представляется сложным, хотя и возможным при определенном техническом оснащении зала. Как правило, создаются легкие съемные конструкции, укрепленные на стене.

Горизонтально размещенный лозунг или призыв позволяет ограничить высоту зала. Под ним располагают планшет, на котором в соответствии с темой праздника помещается либо декоративное панно, либо портрет и даты. Компоновать даты можно и на отдельных планшетах. Не следует делать их чрезмерно крупными, чтобы они не перебивали главный планшет, являющийся композиционным центром и несущий основной смысловой акцент оформления. Композиционные схемы такого решения бывают различными. Главный планшет может быть размещен в центре, а симметрично с двух сторон от него расположатся даты; возможно смещение композиционного центра вправо или влево, обычно в сторону трибуны, если такая имеется. В этом случае симметричное размещение дат неуместно. Они могут быть расположены либо под портретом, либо с одной стороны от него. Не следует помещать планшеты низко, так как часть изображения в таком случае будет перекрываться присутствующими на сцене людьми. Если же планшет делается длинным и укрепляется на полу, необходимо особенно тщательно продумать композиционное размещение материала на нем. Например, включение в композицию фона позволит заполнить им нижнюю часть планшета.

В общем праздничном оформлении сцены очень хорошо смотрятся цветы и зелень. Помещаются они, как правило, либо под центральным планшетом, либо на авансцене. Они могут стоять в кашпо, корзинах, специально подготовленных и декорированных ящиках. Очень важно, чтобы тексты, используемые в оформлении, были лаконичными. Все оформление сцены должна отличаться простотой, торжественностью и целостностью. Во избежание дробности следует большое, внимание уделить общему колористическому решению, отдав предпочтение одному, ведущему цвету. Именно он должен создать необходимое настроение. В оформлении новогоднего вечера уместен синий, сине-голубой, возможно введение белого. Отдавая предпочтение одному цвету, не следует совершенно исключать другие. Подобрав их с точки зрения гармоничности сочетаний, желательно, а часто и необходимо, ввести их в общую композицию. Перед началом работы обязательно следует сделать эскиз оформления в масштабе.

При оформлении сцены, отделенной от зрительного зала, возможен иной подход. Задняя стенка сцены может быть полностью закрыта задником. Обычно он выполняется из материала, но в школьных условиях, учитывая его одноразовое использование, это могут быть и обои, обращенные к зрителю обратной стороной. Полосы материала или обоев скрепляются (сшиваются в первом случае и склеиваются во втором) так, чтобы швы располагались горизонтально. Закрепляется такой задник не только вверху, но и внизу. Он может быть заполнен рисунком целиком, а может являться фоном для отдельных элементов оформления. Очень хорошо смотрится сцена, когда, помимо задника, оформлены кулисы. Бывает достаточно просто заменить привычные кулисы материалом основного цвета данного оформления.

Следует помнить, что сцена воспринимается издали, поэтому в оформлении ее неуместны мелкие детали и шрифты. Все должно быть подчинено декоративному решению. Современный стиль оформления не терпит пышности, громоздкости, пестроты. Чем сдержаннее и крупнее по основным цветовым пятнам оформление, тем сильнее его эмоциональное воздействие на зрителя.

При разработке эскиза следует учитывать размеры не только сцены, но и всего зала, техническое оснащение сцены, возможность подсветки элементов оформления.

Рисунок с эскиза переносится на задник по клеткам, для чего эскиз разбивают на определенное число клеток, которые потом, соответственно увеличив, наносят на декорацию.

Для разметки клеток на материале, так же как для линеек на лозунгах, пользуются отбивкой длинным шнуром. Натянув его в нужном положении и закрепив концы, шнур натирают мелом или углем, а затем, слегка оттянув, отпускают. Ударяясь о ткань, он оставляет на ней меловой или угольный след, который после окончания работы легко удаляется щеткой. Большие декорации выполняются на полу в зале. Под них обязательно подстилается склеенный из газет «ковер», чтобы не испортить пол клеем и красками и чтобы фактура пола не повлияла на качество исполнения.

В оформлении задника можно использовать самые различные материалы. Это могут быть гуашевые краски, работать которыми можно как кистью, так и по заранее приготовленному трафарету, нанося более густо разведенную краску губкой или щетинной кистью. Делается трафарет обычно из тонкого картона или плотной бумаги. Он бывает незаменим при воспроизведении многократно повторяющегося рисунка. Если рисунок многоцветный, необходимо заготовить трафарет на каждый цвет отдельно. Для придания гуаши большей прочности в нее добавляют немного клея.

Широко применяют аппликационные декорации. Иногда совмещают аппликации с росписью. Аппликацией можно исправить и неудавшиеся части живописной декорации, только вводить ее следует тогда не в одном месте, а в нескольких, чтобы не была видна заплатка. Очень интересны и просты в исполнении декорации, сделанные с применением шнура, бельевой или пеньковой веревки. Положенные на клей ПВА, они дают интересное графическое решение. Хорошо смотрятся в оформлении сцены материалы, передающие различные фактуры. Мелко нарезанная и накрошенная на клей марля вызывает впечатление инея. Для получения шероховатой поверхности можно на клей рассыпать пшено, которое к тому же легко окрашивается в любой нужный цвет. При выполнении фактурных декораций следует применять самые различные материалы, находя новые разнообразные способы и приемы. При оформлении школьной сцены возможно использование объемных декораций, проектируя которые необходимо стремиться к максимальной простоте конструкций, чтобы была возможность выполнить их силами самих учащихся.

Проект оформления школьного праздника:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г.,стр. 186 – 191, 203 – 205.

2.12. Проектирование игровых и спортивных детских площадок. Детский оздоровительный лагерь

Облик лагеря определяется не только рельефом местности, красотой окружающей природы, архитектурным ансамблем, но и расположением разнообразных стендов, витрин, панно, мачт и флагштоков, то есть всего того, что принято называть оформлением. Начинается оно с въезда в лагерь. Обязательно украшается главная аллея, идущая от въезда.

Игровые площадки

Все чаще в жилых микрорайонах, парках и во дворах школ можно видеть специально созданные игровые площадки. Они помогают организовать досуг детей. Такие площадки необходимы при школах, имеющих группы продленного дня. При их проектировании особое внимание уделяют естественной среде, богатству и многообразию природных форм.

Все оборудование должно дополнять и обогащать естественный ландшафт. Часто именно конкретная местность подсказывает определенное художественное решение. Так, в Зеленоградском районе Москвы, застройка которого спланирована с максимальным сохранением лесного массива, широкое распространение получили игровые города-крепости. Все элементы в них выполнены из дерева. Обычно такие города окружены частоколом, внутри которого расположены сказочные терема и избушки. Стремление привнести в городскую среду как можно больше элементов природы проявилось и в использовании дерева при решении игровых площадок на бульварах Москвы. Независимо от материала в котором выполняется игровое оборудование, оно должно отвечать стремлению детей к активной творческой деятельности, способствовать расширению их кругозора и физическому развитию, постоянно вызывать интерес. Развитию воображения и творческой активности ребенка способствуют игровые функции оборудования площадки. Дети как бы создают сценарии своих игр, ставят спектакли для самих себя. Замечено также, что отвлеченные формы предметов не способствуют этому и дети быстро перестают интересоваться ими.

При создании игровой площадки следует учитывать возраст детей. Выделяют три возрастные группы: дошкольники, дети 7—10 и 11—13 лет.

Игровая площадка для самых маленьких должна быть ограничена в размерах, обязательно огорожена. В нее включаются такие традиционные, элементы, как песочница, грибок, качели.

Конструкции, предназначенные для детей среднего возраста, должны обеспечить ребятам необходимую физическую разрядку: они должны включать элементы гимнастических снарядов (например, кольца, канаты, лестницы); Для подростков эти конструкции следует еще более усложнить. Могут быть использованы бетонные блоки, трубы, крутые горки.

Часто художники проектируют включение в площадку специально созданной игровой скульптуры, например пирамиды, ступени которой служат для прыжков и лазания.

Интересно привлечение детского творчества в оформлении таких площадок. Детские рисунки могут быть использованы при росписи бетонных блоков, плит, перегородок и даже асфальта. Эмоциональное воздействие таких декораций очень велико.

Иногда на игровых площадках появляются воплощенные в скульптуре любимые герои, знаки или символы. Интересное решение нашли дизайнеры Италии. В качестве наглядного пособия для младших школьников они использовали композицию из цифр метровой высоты. Оказалось, что в игровой ситуации дети гораздо быстрее запоминают их. Видимо, возможно и использование букв на игровых площадках у малышей.

Материалами для игровых площадок могут быть моющиеся разноцветные пластмассы, металлические конструкции, автомобильные шины, канаты, веревочные, решетки и лестницы.

Проектируя детскую площадку, следует помнить о безопасности конструкций. Они должны быть прочными, не превышать высоты 2—2,5 метров, интерьером. Использование контрастных цветов привлекает к ней внимание, выделяя из декора помещения.

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г.,стр 192 – 202.