logo search
История искусств

4. Рельефная пластика и живопись в искусстве Древнего Египта. Каноничность, особенности композиции.

Величественное впечатление производит и скульптура Древнего Египта, имевшая так же ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной загробной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. В отдельном помещении гробницы находился саркофаг с телом. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т. е. достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развёрнуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти. Определённой должна была быть и поза: стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные; чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка деталей. Главная задача скульптора – портретное сходство. Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям.Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры были темно-коричневого цвета, женские – жёлтого. Волосы всегда были чёрными, одежда – белой. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень (гранит, базальт, песчаник, известняк).Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом Сфинксе – знаменитом страже пирамид в Гизе. Внутренние и внешние стены заупокойных храмов , обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями.Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго соотношении с общим архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом. В цветовой гамме преобладало несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, при этом они отличались многообразием оттенков. Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили развитие в рельефах и фресках многих народов мира.