2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
Губерт Йеден проницательно заметил как-то, что "исторические понятия как монеты, которыми в основном пользуются, не обращая особого внимания на чеканку. Но когда случается рассматривать их на свету, видно, что оттиски не так ясны, как должно для успешного ведения дел". Исторические концепты крайне сложны, и, чаще всего, по причинам трудно определимым, как мы уже видели на ряде примеров Гуманизма и Ренессанса.
Это наблюдение годится также для концепции "контрреформации". Термин был употреблен в 1776г. Пюттером (юристом из Геттингена) и имел интересную судьбу. Отрицательная коннотация ("контр" = "против" = "анти"), указывает на консервативную реакцию против протестантской Реформы. Но изучение этого движения приводит к пониманию сложного явления, призванного восстанавить церковь внутри нее же самой различными способами. Предпосылки сложились уже на исходе Средних веков, и потом это движение развертывалось в течение всей эпохи Возрождения. Этот внутренний процесс обновления церкви был назван "католической реформой", и теперь этот термин принят почти единодушно. Комплекс феноменов, каким является "контрреформация", не был бы возможен без наличия таких сил восстановления внутри католицизма.
Йеден пишет: "В католической реформе Церковь черпает силу для защиты от нововведений. Это предпосылка контрреформации. Начатая в плане защиты, она стимулировала развитие жизненных законов той же Церкви. Защищаясь от врага, Церковь использует новые методы и новое оружие, при помощи которых она наконец-то вновь отвоевывает то, что потеряла. Совокупность характеристик, проявившихся в Церкви вследствие этой реакции и ее осуществления, и есть контрреформация".
Контрреформация имеет доктринальный характер и благодаря указанию на ошибки протестантизма, и благодаря формулировке положительной догмы католика. Но очевидна также и особая форма воинственности, которая более всего проявилась у Игнатия Лойолы и в иезуитской кампании, им основанной официально признанной Церковью в 1540 году). Контрреформация проявилась также в форме ограничительных и принудительных мер, которые были присущи, к примеру, учрежденной в 1542 году римской Инквизиции и составленному перечню запрещенных книг. Напоминаем, что печать стала более действенным инструментом распространения идей протестантизма.
Связь между "католической Реформой" и "контрреформацией" станет центральной функцией папства: "Папство, обновленное внутренне, становится инициатором контрреформации и побуждает религиозные силы реагировать на нововведения всеми существующими политическими средствами. Декреты Тридентского собора были для пап средством достижения целей и в руках иезуитов стали действительно мощным инструментом".
Исторически оправданным кажется намерение отказаться от различения двух концепций — "католической Реформы" и "контрреформации, но термины выражают две различные стороны одного и того же явления. И ясно, что во всей серии событий оба движения идут параллельно и не смешиваются. Йеден подчеркивает их взаимодополнительность: "Мне кажется [... ] необходимо удерживать двойственность понятий. В истории есть две линии развития, несхожие ни по происхождению, ни по сущности: одна стихийная, в континууме внутренней жизни; другая диалектическая, вызванная реакцией на протестантизм. В католической реформе религиозный раскол выступает лишь в функции разъединения, в контрреформации он действует в качестве импульса. В понятии "католической реставрации" первой из двух функций не достает параллелизма с Реформой протестантской; еще менее это оценивается во второй, и потому взаимодействие, которое существует между религиозным расколом и развитием католической Церкви, полностью игнорируется. В понятии "контрреформации" недооценен элемент преемственности. Если мы хотим понять развитие церкви в XVI веке, то должны иметь в виду эти основные элементы; элемент связи, выраженный в концепте "католическая реформа", и элемент реакции, выраженный в концепте "контрреформация". Поэтому на вопрос, как следует говорить "католическая реформа" или "контрреформация" Йеден отвечает: "Следует говорить не католическая реформа или контрреформация, но католическая реформа и контрреформация. Католическая реформа — это саморефлексия церкви в соответствии с идеалом внутреннего обновления; контрреформация есть самоутверждение церкви в борьбе против протестантизма. Католическая реформа основана на внутренней реформе позднего Средневековья. Импульс отступничества привел к победе, закрепленной папством в организации и деятельности Тридентского собора: Реформа — это душа Церкви, восстановленная во всей силе, в то время как контрреформация — это тело. Религиозный раскол отнял именно у церкви немало ценного, но и пробудил силы, которые еще существовали. Это было зло, но зло, в котором рождалось нечто положительное.
- 1. Структура и значение библии
- 1.1. Книги, составляющие Библию
- 1.2. Концепция "Завета"
- 1.3. Боговдохновенность Библии
- 2. Фундаментальные библейские идеи философского значения,поднимающиеся над греческим горизонтом
- 2.1. Революционный смысл библейского послания
- 2.2. Монотеизм
- 2.3. Креационизм
- 2.4. Антропоцентризм
- 2.5. Номотетический Бог и закон как божественное повеление
- 2.6. Личностное Провидение
- 2.7. Первородный грех, его последствия и искупление
- 2.8. Новое пространство веры и Духа
- 2.9.Греческий Эрос и христианская Агапэ(любовь как благодать)
- 2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством
- 2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа
- 2.12. Новый смысл истории и жизни человека
- 2.13. Греческая мысль и христианское послание.
- 1. Доктринальные и философские проблемы в связи с библией
- 2. Филон александрийский и его философия-мозаика
- 3. Гносис
- 4. Апологеты-греки и первая философская разработка христианства,проделанная катехизисной школой александрии
- 4.1. Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан
- 4.2. Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген
- 5. Золотой век патристики (IV— первая половина V в.)
- 5.1. Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский символ веры
- 5.2. Светила Каппадокии и Григорий Нисский
- 6. Последние могикане греческой патристики: дионисий ареопагит,максим исповедник и иоанн дамаскин
- 6.1. Дионисий Ареопагит и апофатическая теология
- 6.2. Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
- 6.3. Иоанн Дамаскин
- 1. Латинская патристика до августина
- 1.1. Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики
- 1.2. Тертуллиан и полемика против философии
- 1.3. Христианские писатели III века и начала IV: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций
- 2. Святой августин и апогей патристики
- 2.1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина
- 2.2. Философствование в вере
- 2.3. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин"
- 2.4. Истина и прозрение
- 2.5. Бог
- 2.6. Троица
- 2.7. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена"
- 2.8. Структура темпоральности и вечность
- 2.9. Зло и его онтологический статус
- 2.10. Воля, свобода, благодать
- 2.11. "Град земной" и "Град Божий"
- 2.12. Суть человека — это любовь
- 1. Сочинения северина боэция
- 1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
- 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций"
- 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций
- 1.4.Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
- 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье
- 1.6. Проблема зла и вопрос свободы
- 1.7. Боэций о вере и разуме
- 2. "Институции" кассиодора
- 3. "Этимологии" исидора севильского
- 1. "Школы", "университеты", "схоластика"
- 1.1. "Школы" и "схоластика"
- 1.2. Университет
- 1.3. Университет и его смягчающие эффекты
- 1.4. Разум и вера
- 1.5. Факультет искусств и факультет теологии
- 1.6. "Град Божий" Августина
- 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
- 1.8. Хронология
- 2. Иоанн скот эриугена
- 2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры
- 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены
- 2.3.Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий
- 2.4. "О разделении природы"
- 2.5. Социополитические отражения
- 2.6. Разум в функции веры
- 3. Ансельм д'аоста
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Доказательства бытия Бога
- 3.3. Бог и человек
- 3.4. Разум вокруг веры
- 4. Шартрская школа
- 4.1. Традиции и новации
- 4.2. Три искусства в религиозной перспективе
- 4.3. Платоновский "Тимей"
- 5. Сен-викторская школа
- 5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки
- 5.2. "Дидаскаликон" и философия
- 5.3. "Дидаскаликон" и мистика
- 6. Пьер абеляр
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2. "Сомнение" и "правила исследования"
- 6.3. Диалектика и ее функции
- 6.4. "Рацио" и его роль в теологии
- 6.5 Фундаментальные принципы этики
- 6.6. "Intelligo ut credam"
- 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика"
- 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского
- 6.9. Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
- 1. Политическая и культурная ситуация
- 1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты
- 2. Аристотелизм авиценны
- 2.1. Авиценна: личность и сочинения
- 2.2. Бытие возможное и бытие необходимое
- 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны
- 3. Аристотелизм аверроэса
- 3.1. Фигура и сочинения
- 3.2. Примат философии и вечность мира
- 3.3. Единство человеческого интеллекта
- 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта
- 3.5. Первые осуждения аристотелизма
- 4. Моисей маймонид и еврейская философия
- 5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
- 6. Альберт великий
- 6.1. Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
- 6.2. Различие философии и теологии
- 6.3. Греческие философы и христианские теологи
- 6.4. Научный интерес
- 7. Фома аквинский
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Разум и вера, философия и теология
- 7.3. Теология не подменяет философию
- 7.4, Фундаментальная структура метафизики
- 7.5. Трансценденталии: единое, истинное, благое
- 7.6. Аналогия бытия
- 7.7. Пять способов доказательства существования Бога
- 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina
- 7.9. Право естественное и позитивное
- 7.10. Вера ведет разум
- 8. Бонавентура из боньяреи
- 8.1. Францисканское движение
- 8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения
- 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура
- 8.4. Автономна ли философия?
- 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники
- 8.6. Экземпляризм
- 8.7. "Rationes seminales"
- 8.8. Человеческое познание и божественное озарение
- 8.9. Бог, человек и множественность форм
- 8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии
- 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia
- 9. Сигер брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
- 10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
- 10.1. Роберт Гроссетест
- 10.2. Роджер Бэкон
- 11. Иоанн дунс скот
- 11.1. Жизнь и сочинения
- 11.2. Разделение философии и теологии
- 11.3. Однозначность сущего
- 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта
- 11.5. Восхождение к Богу
- 11.6. Недостаточность понятия "бесконечного entis"
- 11.7. Дебаты между философами и теологами
- 11.8. Принцип индивидуации: Haecceitas
- 11.9. Волюнтаризм и естественное право
- 1. Социально-историческая ситуация
- 2. Уильям оккам
- 2.1. Личность и сочинения
- 2.2. Независимость веры от разума
- 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального
- 2.4. Познание интуитивное и абстрактное
- 2.5. Универсалии и номинализм
- 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики
- 2.7. Новая логика
- 2.8. Проблема существования Бога
- 2.9. Новый метод научного исследования
- 2.10. Плюрализм против теократии
- 3. Наука оккамистов
- 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука
- 3.2. Оккамисты и галилеевская наука
- 4. Политическая теория марселия падуанского
- 4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви или империи
- 4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского
- 5. Джон уиклиф и ян гус: два долютеровских реформатора
- 6. Майстер экхарт и немецкая спекулятивная мистика
- 6.1. Основы спекулятивной мистики
- 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто
- 6.3. Возвращение человека к Богу
- 7.Логика средневековья
- 7.1. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum"
- 7.2. Дидактическая систематизация античной логики
- 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов
- 7.4. Новации схоластической логики
- 7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
- 2. Историографическое значение термина "возрождение"
- 3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- 4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: гермес трисмегист, зороастр и орфей
- 4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- 4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса
- 4.4. Орфей Ренессанса
- 1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- 1.1. Начала гуманизма
- 1.1.1. Франческо Петрарка
- 1.1.2. Колюччо Салютами
- 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: л. Бруни, п. Браччолини, л.Б. Альберти
- 1.2.1. Леонардо Бруни
- 1.2.2. Поджо Браччолини
- 1.2.3. Леон Баттиста Альберти
- 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто
- 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- 2. Возрожденческий неоплатонизм
- 2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- 2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- 2.2.2. Ученое незнание
- 2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
- 2.2.4, Значение принципа "все во всем"
- 2.2.5. Человек как "микрокосм"
- 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
- 2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения
- 2.3.2. Фичино в качестве переводчика
- 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
- 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино
- 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
- 2.4.1. Позиция Пико
- 2.4.2. Пико и Каббала
- 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека
- 2.5. Франческо Патрици
- 3. Аристотелизм эпохи возрождения
- 3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма
- 3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- 4. Возрождение скептицизма
- 4.1. Новая жизнь эллинистической философии
- 4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- 1. Возрождение и религия
- 1.1. Эразм Роттердамский и " философия Христа"
- 1.1.1. Позиция Эразма
- 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
- 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма
- 1.2. Мартин Лютер
- 1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- 1.2.2. Черты теологии Лютера
- 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- 1.4. Кальвин и Женевская реформа
- 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
- 2. Контрреформация и католическая реформа
- 2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
- 2.2. Тридентский собор
- 2.3. Новое появление схоластики
- 3. Возрождение и политика
- 3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- 3.1.1. Позиция Макиавелли
- 3.1.2. Реализм Макиавелли
- 3.1.3. "Добродетель" государя
- 3.1.4. Свобода и "судьба"
- 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики
- 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро
- 3.2. Томас Мор и Утопия
- 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
- 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Библиография
- 2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.