logo search
ответы по госэкзамену по истории искусств 2

Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.

Причины появления портретного жанра в начале 18века:

+ интерес к личности человека. Парадный (статус и заслуги портретируемого) и Интимный (внутренний мир и характер) портрет. + уход от религиозности; + влияние европейского искусства; + появление и развитие нового сословия — дворянства (особое сословие, служивое, просвещенное)—им важно создать, запечатлеть свой облик, заслуги, =портрет.

У иностранных мастеров: идеализация, аллегоризация образов, внешний образ, без проникновения в душу.

Идеи Просвещения: 1) Ценность чел. личности, вне сословной принадлежности (равенство всех сословий); 2) Ценность образования (разума, гармонии, идеала); 3) Ценность богатства внутреннего мира; 4) (Ж-Ж Руссо) Идея «естественного» человека, простой человек, живущий на природе, восприимчивый, крестьянин; Сентиментализм.

Сентиментализм : 1. Чувствительность, мечтательность, тонкая душа. 2. Простота , естественность. 3. Пейзаж — среда обитания, любовь к природе. 4. Бытовизм, предметы быта.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета.

Рокотов. Характеристики портретируемых в ранних работах, полные лиризма и глубокой человечности, становятся многогранными, выразительный язык необыкновенно усложняется. Парадные портреты и Психологические (переломный момент в Москве). В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Этот просветительский идеал Рокотову проще было создать именно в Москве, в среде глубоко и широко мыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился. В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные, и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Это обычно погрудное изображение. Фигура повернута по отношению к зрителю в 3/4, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко сгармонизированными тонами. Модель почти не комментируется сложными атрибутами, антураж не играет никакой роли, иногда вовсе отсутствует. Характеристика никогда не однозначна. Портрет А.П. Струйской,( Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза –как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Н. Заболоцкий. Портрет

Одухотворенность образов, изысканность мастерства и вместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретов Рокотова. Позже Открытость и прямота в портретируемых лицах сменяется выражением непроницаемости, сдержанности душевных переживаний, светской выдержки. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.

Левицкий . Обаятельные дурнушки; некрасивые красавицы; Богатство внутреннего мира; Институт Благородных девиц. Умение показывать в портрете театральное действие, концерт. Создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. В каждом из них он является художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку». «Портрет Кокоринова»—архитектор, ректор Академии Художеств. «Портрет Демидова» ( с лейкой, в смешных штанах)—ботаник, ученый; основал «Воспитательный дом» для детей-сирот; « Ботанический сад»; первый кредитор — основал кредитное дело в банке.

Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Шубин Ф.И. Скульптор, крестьянин, достигший высот благодаря образованию и трудолюбию. «Портрет Ломоносова»