logo search
ответы по госэкзамену по истории искусств 2

Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.

Древнерусское время(средневековье):

1) феодальные отношения; 2) религиозное сознание(коллективность); 3) коллективная, традиционная , символичная культура, обобщенность.

Новое время:

  1. Буржуазные отношения;

  2. Научное сознание (Эпоха Просвещения);

  3. Индивидуальная культура, авторство, новаторская культура, реалистичность, конкретность.

Петровские реформы-это культурная революция (до этого ,Крещение Руси в 988г-первая революция. ) Культурная революция-это коренной необратимый переворот.

Петр1 начал реформирование от того, что понимал, что Россия безнадежно отстала от европейских стран политически, экономически. Дал толчок в области просвещения: русский алфавит, Образовательная сфера(школа), Первые музеи, экспозиции, Академия наук. Но просвещение верхушечное (для избранных),в отличии от европы. Образование получало служивое дворянство. Курс на европеизацию: 1) через пенсионерство (отправление обучаться в европу); 2) приезд иностранных специалистов; 3) привоз образцов для подражания. Лучшие русские наработки не уничижались, не уничтожались, на них накладывались европейские наработки.

Доимператорский период (до 1721г.). Простота, рациональность, черты реализма.

Императорский период ( после 1721г.) (Голландия – демократич. Республика, Франция-самодержавная абсолютная власть. Ориентир был на Францию, отсюда= барокко.)

Общий характер искусства: 1) Новаторский ….живопись-портрет, историческая, батальная жив-сь,натюрморт,пейзаж. шпалеры (подражание живописи) фарфор, стеклоделие, архитектура. 2) Светский гражданский характер (общественный, нерелигиозный) архитектура, появление скульптуры (круглая, медальерная, рельефная) графика (печатная гравюра, газетно-журнальное дело, книгопечатание. 3) Научно-просветительный характер гравюра научного характера (Школа при Академии Наук, типография, школа Граверов,-основа для Академии Художеств.) 4) Пропагандистский характер. … Монументально-декоративные искусства, портреты, прославляющие людей. Пропаганда идей: --Человек(а не Бог) --Император (слуга Отечества!!!)=идея служения отечеству --Наука.

Новации в застройке г.Петербурга( гл. арх. Доменико Трезини): -регулярный план; (лучами от Адмиралтейства три главных проспекта) -коридорная застройка улиц (фасады зданий близко примыкают друг к другу, отсутствие зелени; -типовая застройка. Летний дворец. Кунсткамера.(арх.Маттарнови). Ансамбль Петергофа (прототип Версаля, только лучше, больше зелени, близость к природе.) Елизаветинское барокко (зрелое, Расстреллевское): Екатерининский дворец, Зимний дворец (Эрмитаж), Смольный монастырь. Бартоломео (отец и сын), и Расстрели—архитекторы.