Темы эссе
-
Национальный характер в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
-
Образ русского интеллигента в произведениях А.П. Чехова (по пьесам и рассказам).
-
Символизм русской поэзии. Аврил Пайман. «История русского символизма».
-
Россия в контексте европейской культуры. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Новый мир, 1988, 7,9.
-
Символические смыслы православной иконописи. Базен Ж. «История истории искусства».М. 1995.
-
Проблема нравственности и любви в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья».
-
Тема России в русских романах В. Набокова (Подвиг, Машенька, Другие берега, Дар, Пнин).
-
Два образа любви в произведениях И. Бунина и В. Набокова «Темные аллеи», «Лолита».
-
Проблема границ любви. Л. Андреев «Иуда Искариот».
-
Человек и его ценности в произведениях советских авторов (по выбору).
-
Пределы совершенства. Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон».
-
Война и мир в произведениях отечественных писателей.
-
Символика в романе Голдинга «Повелитель мух».
-
Символы Босха.
-
Проблема интеллектуальной честности в романе Германа Гессе «Игра в бисер».
-
Манифест французского Ренессанса в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
-
Символизм в русской живописи.
-
Искажение формы во имя сущности как метод создания образа в живописи Модильяни.
-
«Его могло устроить только совершенство» (по роману Ромэна Гари «Обещание на рассвете»).
-
XX век в романе Ромэна Гари «Корни неба».
-
Непереносимая тяжесть ответственности лежит на каждом нашем шаге (по роману Кундеры «Невыносимая легкость бытия»).
-
Символика в фильмах «Белое», «Синее», «Красное» польского режиссера Кислевского.
-
«Божественная комедия» Данте: реальность и фантастика.
-
Новое понятие личности гуманистами. По работе Баткина Л.М. Итальянское возрождение: проблемы и люди. М. 1995, с.45-109.
-
Новейшие тенденции европейской культуры. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПБ, 1998.
-
Козловски П. Культура постмодерна. М.1997.
-
Образ мира в живописи XX века.
-
Современная культура США: мировоззренческий аспект. Туганова О.Э. М.1989.
-
Реформация и ее культурное значение. (Очерки по истории мировой культуры. М. 1997. с. 211-242).
-
Бюргерская культура XIX в. Очерки по истории мировой культуры. М.1997. с. 243-330.
-
Вступая в жизнь. По книге Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
-
Проблема нравственности и самосознания личности в романе Маканина «Андеграунд».
-
Проблема самопожертвования в романе У. Голдинга «Шпиль».
-
Центральная идея творчества В. Пелевина «Чапаев и пустота»; «Жизнь насекомых».
-
Что объединяет цикл новелл, так неявно связанных между собой, на уровне идеи и контекста (по книге Д. Барнса «Истории мира в 10 главах»).
-
История мира и любви в книге Д. Барнса «Истории мира в 10 главах».
-
Нужна ли человечеству любовь? По книге Д. Барнса «Истории мира в 10 главах».
-
Аргументируйте, в чем состояли, на Ваш взгляд, утраченные заключительные слова приговора эглизского судьи. По книге Д. Барнса «Истории мира в 10 главах», гл. 3 «Религиозные войны».
-
Духовная свобода как главная ценность в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
-
Борьба с расизмом как «охота на ведьм» в современном американском обществе (по роману Филиппа Рота «Людское клеймо»).
-
Отражение Бергмана – человека в его произведениях (Воспоминания И. Бергмана «Исповедальные беседы»; кинофильмах: «Земляничная поляна», «Персона», «Шепоты и крики», «Вечер шутов», «Молчание», «Лицом к лицу» и д.р.).
-
История времени по роману П. Хёга «Условно пригодные».
-
Время физическое и время психологическое в романе П. Хёга «Условно пригодные».
-
Концепция времени у Марселя Пруса (по роману М. Пруса «В поисках утраченного времени» или Андре Моруа «В поисках М. Пруса»).
-
Сравните прагматичное (Стюарт) и эмоциональное (Оливер) отношение к жизни героев романов Д. Барнса «Как все было» и «Любовь и т.д.»
-
Представление о любви у разных героев Д. Барнса «Как все было» и «Любовь и т.д.»
- Культурология Учебно-методический комплекс
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Культурология
- Культурология
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист) модуль 1
- 1.1.Цель и задачи дисциплины
- Сфера профессионального использования
- 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3.Объем дисциплины и виды учебной работы Юридический факультет (специалист)
- Содержание разделов и тем дисциплины
- 1.4. Содержание разделов дисциплины (учебная программа)
- Раздел I. Теория культуры
- Тема 1. Культурология в системе научного знания.
- Тема 2. Культура как объект исследования в культурологии.
- Тема 3. Типология культур.
- Тема 4. История культурологической мысли.
- Раздел II. Культурология и история мировой культуры
- Тема 5. Первобытная культура и современность.
- Тема 6. Культура Древних царств.
- Тема 7. Античная культура.
- Тема 8. Культура Средневековья и Возрождения.
- Тема 9. Европейская культура и цивилизация Нового времени.
- Тема 10. Культура XX века.
- Тема 11. Особенности и место российской культуры в мировом контексте.
- Тема 12. Современные культурологические проблемы.
- 1.5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список вопросов к зачету для студентов юридического факультета очного отделения
- Список вопросов к экзамену
- Темы рефератов
- Темы эссе
- Рекомендуемая литература для освоения дисциплины Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Литература:
- Семинар№2
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№3
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№4
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№5
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№6
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№7
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№8
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№9
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- 2.2. Контрольные работы для студентов очной и заочной форм обучения:
- 2.3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы (самоконтроля) студентов
- 2.4. Тестовые задания для оценки знаний студентов Тестовые задания к темам 1, 2, 3, 4
- 1. Мера и способ развития в человеке специфически человеческих качеств это:
- Тестовые задания к теме 5
- Тестовые задания к теме 6
- Тестовые задания к теме 7
- Тестовые задания к теме 8
- Тестовые задания к теме 9
- Тестовые задания к теме 10
- Тестовые задания к теме 11
- Тестовые задания к теме 12
- 2.5. Глоссарий
- 17. Контркультура (от лат. Contra – против и cultura) – тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.
- 19. Культура (от лат. Cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
- 24. Культурная традиция – способ существования культурного наследия, передаваемого от одного поколения к другому.
- 30. Культурогенез - учение о происхождении культуры.
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Методические рекомендации по контролю успеваемости
- Методические рекомендации по критериям качества знаний
- 3.2. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины Общие методические рекомендации по самостоятельному изучению курса
- Подготовка к семинарским занятиям
- Методические рекомендации по самостоятельной работе с учебным (научным) материалом
- Методические рекомендации по выполнению рефератов и эссе Реферат. Пояснения и рекомендации.
- Рекомендации по написанию эссе.
- Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Контрольная работа №1.
- Контрольная работа №2.
- Культурология
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист) модуль 4
- 4.1. Учебники, рекомендуемые студентам для использования при подготовке к семинарам и экзамену
- §8. Существует ли национальный характер?.....................128
- Глава 4. Социокультурные миры...................................................135
- §1. Типы социокультурных миров............................................135
- §2. Исторические типы культуры…….......................................136
- §3. Региональные культуры…………….......................................164
- §4. Цивилизации………………….......................................................171
- §6. Структура культурного пространства ……...................200
- Глава 2. Осевые культурные формы............................................206
- §1. Когнитивные парадигмы…....................................................206
- §2. Ценностные парадигмы ..........................................................225
- §3. Регулятивные парадигмы ......................................................242
- Глава 3. Духовная культура.............................................................278
- §1. О смысле понятия «духовная культура» …………......278
- §2. Мифология........................................................................................281
- §3. Религия……………............................................................................299
- §4. Искусство …………………………………....................................340
- §5. Философия ………..........................................................................407
- Глава 4. Социальная культура ......................................................432
- §1. Особенности социальной культуры ...............................432
- §2. Нравственная культура............................................................435
- §3. Правовая культура .....................................................................457
- §4. Политическая культура ..........................................................480
- Глава 5. Технологическая культура...........................................496
- §1. Что такое технологическая культура? ……….............496
- §2. Техника ..............................................................................................502
- §3. Наука ..................................................................................................523
- §4. Инженерия.........................................................................................557
- Глава 6. Культурные сценарии деятельности ......................575
- §1. Многообразие культурных сценариев…........................575
- §3. Культура.............................................................................................580
- §4. Культура труда ............................................................................. 594
- §5. Культура учебы .............................................................................601
- §6. Культура игры.................................................................................607
- §7 Культура досуга............................................................................616
- §8. Семиотические процессы ......................................................689
- §9. Структурные сдвиги в культурном пространстве ..696
- §10. Взаимодействие культур …………………..........................699
- Глава 4. Культура и история.............................................................711
- §1. Поиски закономерностей истории……………...............711
- §2 Н. Данилевский: россия и европа .......................................717
- §3. О. Шпенглер: закат европы......................................................723
- §4. А. Тойнби: постижение истории ..........................................734
- §5. П. Сорокин: социальная и культурная динамика....742
- §6. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система....................................................................................................760
- §7. От разобщенности к культурному единству человечества .......................................................................................771
- Содержание учебника
- Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания
- Глава 1. Культура как предмет изучения.....................................................13
- Глава 2. Структура культурологии………………………………………...27
- Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи..........................37
- Раздел III. Онтология культуры
- Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза...............................205
- Глава 11. Антропологические аспекты культуры.....................................227
- Раздел IV. Типология культуры
- Глава 12. Типологические характеристики культур.................................261
- Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур......................................................................................................... 296
- Глава 14. Историческая типологизация культуры....................................315
- Глава 15. Исторические особенности русской культуры.........................338
- Раздел V. Культура в современном мире
- Глава 16. Современная мировая культура…………………………….....359
- Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма ..............387
- Раздел VI. Основные школы и направления культурологии
- Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала хх в...................................................................................................443
- Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.................................................................................................476
- Глава 20. Основные культурологические течения хх в………..............516
- Часть 1. Познавательные цели и структура
- Часть 2. Тезаурус основных понятий
- Часть 3. Содержательные профили и жанры