Тема 8. Культура Средневековья и Возрождения.
Истоки культуры средневековья: античность, варварство, язычество, христианство. Христианство и ислам – культурный выбор средних веков. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Нравственные принципы и идеал человека в христианстве.
Ислам: вероучение, догматика, культ, нравственные принципы и идеал человека. Коран.
Специфика духовной культуры средних веков. Картина мира и место человека в ней. Концепция общества и личности в средневековых проповедях. Концепция труда и богатства. Хозяйственная культура и бюргерские идеалы. Феномен рыцарства: кодекс чести.
Художественная культура средневековья: нравственные ориентиры исканий. Система ценностей. Искусство. Византийская эстетическая традиция и культура Европы. Храм как образец совершенства. Романика и готика – первые великие стили европейской культуры. Карнавальная культура. Образование и наука. Складывание социокультурной общности Европы. Культурные достижения средневековья.
Итальянские гуманисты и эпоха Возрождения как переход к культуре Нового времени. Социально-экономические, политические и исторические предпосылки формирования новой культуры. Трансформация античной традиции в культуре Возрождения. Гуманизм как выражение основной направленности европейской культуры XIV-XVI вв. Этические учения гуманистов. Данте Алигьери (1265-1324), Франческо Петрарка (1304-1374), Пико делла Мирандола (1463-1494).
Развитие светского образования. Обновление физической и космологической картины мира. Особенности художественной культуры. Отражение в литературе эволюции гуманистических концепций в периоды раннего – кватроченто (Бокаччо), высокого - чинквиченто (Рабле), позднего - новоченто (Шекспир, Сервантес) Возрождения. Поэтическая школа эпохи Возрождения (Данте, Петрарка). Развитие театрального искусства (театр «Глобус», комедия дель арте). Художники Возрождения: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Эль Греко, Веронезе, Тинторетто. Северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция): Босх, А. Дюрер, Л. Кранах. Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель-старший.
Культурно-исторические предпосылки реформации. Духовная революция Мартина Лютера. Сущность реформации. Духовные основы новой морали. Новое понимание роли и места человека в мире. Труд как мирская аскеза.
- Культурология Учебно-методический комплекс
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Культурология
- Культурология
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист) модуль 1
- 1.1.Цель и задачи дисциплины
- Сфера профессионального использования
- 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3.Объем дисциплины и виды учебной работы Юридический факультет (специалист)
- Содержание разделов и тем дисциплины
- 1.4. Содержание разделов дисциплины (учебная программа)
- Раздел I. Теория культуры
- Тема 1. Культурология в системе научного знания.
- Тема 2. Культура как объект исследования в культурологии.
- Тема 3. Типология культур.
- Тема 4. История культурологической мысли.
- Раздел II. Культурология и история мировой культуры
- Тема 5. Первобытная культура и современность.
- Тема 6. Культура Древних царств.
- Тема 7. Античная культура.
- Тема 8. Культура Средневековья и Возрождения.
- Тема 9. Европейская культура и цивилизация Нового времени.
- Тема 10. Культура XX века.
- Тема 11. Особенности и место российской культуры в мировом контексте.
- Тема 12. Современные культурологические проблемы.
- 1.5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список вопросов к зачету для студентов юридического факультета очного отделения
- Список вопросов к экзамену
- Темы рефератов
- Темы эссе
- Рекомендуемая литература для освоения дисциплины Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Литература:
- Семинар№2
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№3
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№4
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№5
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№6
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№7
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№8
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- Семинар№9
- Вопросы для обсуждения
- Литература:
- 2.2. Контрольные работы для студентов очной и заочной форм обучения:
- 2.3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы (самоконтроля) студентов
- 2.4. Тестовые задания для оценки знаний студентов Тестовые задания к темам 1, 2, 3, 4
- 1. Мера и способ развития в человеке специфически человеческих качеств это:
- Тестовые задания к теме 5
- Тестовые задания к теме 6
- Тестовые задания к теме 7
- Тестовые задания к теме 8
- Тестовые задания к теме 9
- Тестовые задания к теме 10
- Тестовые задания к теме 11
- Тестовые задания к теме 12
- 2.5. Глоссарий
- 17. Контркультура (от лат. Contra – против и cultura) – тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.
- 19. Культура (от лат. Cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
- 24. Культурная традиция – способ существования культурного наследия, передаваемого от одного поколения к другому.
- 30. Культурогенез - учение о происхождении культуры.
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист)
- Методические рекомендации по контролю успеваемости
- Методические рекомендации по критериям качества знаний
- 3.2. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины Общие методические рекомендации по самостоятельному изучению курса
- Подготовка к семинарским занятиям
- Методические рекомендации по самостоятельной работе с учебным (научным) материалом
- Методические рекомендации по выполнению рефератов и эссе Реферат. Пояснения и рекомендации.
- Рекомендации по написанию эссе.
- Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Контрольная работа №1.
- Контрольная работа №2.
- Культурология
- 030501.65 «Юриспруденция» (специалист) модуль 4
- 4.1. Учебники, рекомендуемые студентам для использования при подготовке к семинарам и экзамену
- §8. Существует ли национальный характер?.....................128
- Глава 4. Социокультурные миры...................................................135
- §1. Типы социокультурных миров............................................135
- §2. Исторические типы культуры…….......................................136
- §3. Региональные культуры…………….......................................164
- §4. Цивилизации………………….......................................................171
- §6. Структура культурного пространства ……...................200
- Глава 2. Осевые культурные формы............................................206
- §1. Когнитивные парадигмы…....................................................206
- §2. Ценностные парадигмы ..........................................................225
- §3. Регулятивные парадигмы ......................................................242
- Глава 3. Духовная культура.............................................................278
- §1. О смысле понятия «духовная культура» …………......278
- §2. Мифология........................................................................................281
- §3. Религия……………............................................................................299
- §4. Искусство …………………………………....................................340
- §5. Философия ………..........................................................................407
- Глава 4. Социальная культура ......................................................432
- §1. Особенности социальной культуры ...............................432
- §2. Нравственная культура............................................................435
- §3. Правовая культура .....................................................................457
- §4. Политическая культура ..........................................................480
- Глава 5. Технологическая культура...........................................496
- §1. Что такое технологическая культура? ……….............496
- §2. Техника ..............................................................................................502
- §3. Наука ..................................................................................................523
- §4. Инженерия.........................................................................................557
- Глава 6. Культурные сценарии деятельности ......................575
- §1. Многообразие культурных сценариев…........................575
- §3. Культура.............................................................................................580
- §4. Культура труда ............................................................................. 594
- §5. Культура учебы .............................................................................601
- §6. Культура игры.................................................................................607
- §7 Культура досуга............................................................................616
- §8. Семиотические процессы ......................................................689
- §9. Структурные сдвиги в культурном пространстве ..696
- §10. Взаимодействие культур …………………..........................699
- Глава 4. Культура и история.............................................................711
- §1. Поиски закономерностей истории……………...............711
- §2 Н. Данилевский: россия и европа .......................................717
- §3. О. Шпенглер: закат европы......................................................723
- §4. А. Тойнби: постижение истории ..........................................734
- §5. П. Сорокин: социальная и культурная динамика....742
- §6. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система....................................................................................................760
- §7. От разобщенности к культурному единству человечества .......................................................................................771
- Содержание учебника
- Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания
- Глава 1. Культура как предмет изучения.....................................................13
- Глава 2. Структура культурологии………………………………………...27
- Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи..........................37
- Раздел III. Онтология культуры
- Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза...............................205
- Глава 11. Антропологические аспекты культуры.....................................227
- Раздел IV. Типология культуры
- Глава 12. Типологические характеристики культур.................................261
- Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур......................................................................................................... 296
- Глава 14. Историческая типологизация культуры....................................315
- Глава 15. Исторические особенности русской культуры.........................338
- Раздел V. Культура в современном мире
- Глава 16. Современная мировая культура…………………………….....359
- Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма ..............387
- Раздел VI. Основные школы и направления культурологии
- Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала хх в...................................................................................................443
- Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.................................................................................................476
- Глава 20. Основные культурологические течения хх в………..............516
- Часть 1. Познавательные цели и структура
- Часть 2. Тезаурус основных понятий
- Часть 3. Содержательные профили и жанры