logo search
Kulturologia

Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.

Искусство "барокко" сложилось и расцвело в Италии, где работал крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости. Основополагающей чертой "барокко" можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры живописи и декоративного искусства. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становление образа, богатство аспектов и впечатлений.

Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако черты утопизма, идеализации и отчётливости образов, нараставшие в периоды его кризиса, когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны чёткость и геометрическая правильность объёмов, регулярность планировки. На глади стен выделяются портики, колоннады статуи, рельефы. Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732–1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели».

Сентиментализм, возникший во второй половине 18 века, явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж.‑Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибиться, чувство – никогда!» В своих произведениях – «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. – он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.