logo search
Искусство Возрождения

Глава 3. Дунайская школа

Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит

дунайской школе, которая известная также под названием «Дунайская живопись» или

«Дунайский стиль», которая обозначила последнюю фазу развития позднеготической

живописи в Австрии и Баварии в период 1500-1530 гг.

Школа существовала и развивалась на территории Южной Германии; центром этого

развития была Дунайская долина - от Регенсбурга до Пассау и Вены.

Теодор фон Фриммель первым употребивший этот термин писал в 1892: «Живопись XVI

века в районах прилегающих к Дунаю обнаруживает сходные черты, которые отличают

ее от живописи той же эпохи остальных немецких земель и оправдывают название

«Дунайский стиль».

К ней относился в раннем периоде своего творчества Л. Кранах, а также Л.Хубер,

признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в

формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали

рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе, а так же для мастеров этой

школы характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов,

помещаемых в роскошное пейзажное окружение.

Произведения мастеров Дунайской школы, решительно порвавших со средневековой

ремесленной традицией, отличаются свободой художественной фантазии, яркой

эмоциональностью, своеобразной романтичностью, пантеистическим восприятием

природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске

сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма (иногда

мелкими мазками), острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых

решений.

«Дунайский стиль» вообще характеризуется очень своеобразным подходом к пейзажу и

растительному миру. Интерес, проявляемый школой к пейзажу ни в коей мере не

сравним с тем, какое внимание уделялось ему в это время итальянцами. Пейзаж в

Дунайской школе расценивается не как часть пространства с расположенными в нем

фигурами, а как некая среда воспроизводящая определенное почти романтическое

состояние души.

Мир растений выступает как созидательная сила, а человеческое тело, как и

растения и деревья которым оно уподобляется, органично сливается с жизнью своими

многочисленными корнями. Стремление к ракурсам заимствованное Пахером у Мантеньи

и приводившее подчас к ошибкам в пропорциях человеческого тела позволяло, тем не

менее, гармонично вписать аморфные фигуры в пейзаж. Архитектурные декорации

также подвергшиеся итальянскому влиянию не отличаются особой строгостью форм;

наоборот им присущи многочисленные самопроизвольные и изящные разломы.

Именно поэтому архитектурные сооружения в картинах мастеров Дунайской школы

часто изображены в виде руин скрывающихся в густой листве.

Дунайский стиль Альбрехта Альтдорфера необыкновенно живописен благодаря не

только характерной насыщенности цветовой гаммы, но и передаче атмосферы. Этим

объясняется его особая любовь к гравюрам, их техника была наиболее благоприятной

для выражения таких поисков.

Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в лирических, то в мощных

величаво-космических образах, Альтдорфер внес большой вклад в становление

пейзажного жанра в Европе (Вид в Дунайской долине. 1516. Старая Пинакотека,

Мюнхен; Пейзаж с деревом. Ок.1522. Акварель, Гравюрный кабинет. Берлин-Далем).

Заключение

В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала

искусству. Конец XV -- начало XVI в. стали периодом недолговременного, но

блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в

значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но

дали художественные достижения мирового значения.

Век немецкого Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот

процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно осталось как

поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров живописи, которые

общаются между собой, участвуют в общей борьбе, пишут поразительные портреты

друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Его влияние на европейскую культуру

ощущается и сегодня.

На протяжении всей эпохи, независимо от того, что происходит в соседних областях

художественного творчества, сохраняют высокий уровень произведения немецких

мастеров художественного жанра.

Немецкое Возрождение в художественной культуре представлено богато и

разносторонне. Все работы художников резко отличаются друг от друга по характеру

и направлению творчества, что является особенностью короткого и бурного

немецкого Возрождения.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что в эпоху

Возрождения в Германии складывается своя система художественных приемов, на

основе уже существующих античной и средневековой художественных традиций.