Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения
Термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Его применяют по аналогии с
итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл -
возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего
не «возрождалось»: там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного.
Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения)
в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция
в сторону «мирского».
Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений,
самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны,
борьба с господством католической церкви - Реформация, переросшая в Германии в
грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на
исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов
во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и
величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая
напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой
стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается
притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными
готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре
Нидерландов и Германии. Среди видов художественной деятельности этого периода
лидировала -- как и в итальянском Ренессансе -- живопись.
В Германии художественные открытия итальянского Ренессанса приживались трудно.
Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных
учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником
вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в
Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал.
В своих произведениях художники Северного Ренессанса воплощали различные аспекты
идеи единства, что обуславливало выбор ими определенных художественных средств и
приемов. Это, в первую очередь, выбор сюжетов. При космичности масштаба
изображаемого ярче проявлена идея вселенского единства, и, напротив, чем более
интимный, изолированный характер имеет изображаемый сюжет, тем более
индивидуальным будет затрагиваемый аспект внутреннего единства человека с миром.
Ориентация на человеческую личность, которая начинает преобладать в искусстве (в
отличие от надличностной ориентации средневековья) приводит к тому, что большое
внимание начинает уделяться сюжетам, связанным с процесcoм личностного
восхождения к оcoзнанию единства.
К такого рода сюжетам принадлежат изображения святых, достигших единства с богом
путем уединения от мира. Главная идея произведений - важность непосредственного
обращения человека к Богу в молитве и размышлении о Нем, как единение с Ним
всеми силами его души. Не случайна и роль священной книги, присутствующей в
большинстве изображений.
Помимо сюжета, идея единства воплощается и через художественную среду, в которую
помещены перcoнажи с их атрибутами, через из взаиморасположение, а так же
присутствие в работах элементов природного и архитектурного пейзажа. Ну и
разумеется все эти художественные приемы необходимо рассматривать в рамках
композиционного решения работы.
Оcoбая роль в искусстве Северного Ренессанса отводится пейзажу. Сам ренессансный
пейзаж обычно отличается универсальным размахом. Этот пейзаж принимает вид
могучего одухотворенного организма, постоянно играя в религиозных и жанровых
сценах важнейшую смысловую роль, перестраивая их в духе нового, отличного от
средневекового, понимания.
Живопись Северного Ренессанса coхраняет космологическую масштабность многих
своих жанровых структур. В coвокупности все виды присутствия иных жанров в
данной отдельно взятой композиции (пейзажа, натюрмортных деталей, человеческих
стаффажей переднего и заднего планов светских и религиозных образов)
подразумевает вселенское единство природной среды, которая охватывает миры живых
и неживых вещей. Это вселенский пейзаж, являющий символическую панораму мира,
круга обитаемых земель в целом. Мельчайшая частица неразрывно связана с целым,
подобно тому, как передний план пейзажа объединен с задним своим органическим
строением и воздушным пространством.
В середине и второй половине XVI в. немецкое изобразительное искусство
переживает период глубокого упадка, и не только в протестантских землях, где
художники с развитием Реформации лишились наиболее распространенных форм заказа
-- на работы для церкви. Упадок также переживают и католические княжества и
города. Лишь в конце XVI--начале XVII в. снова появляются видные немецкие
художники, работающие при дворах в духе маньеризма, ставшего в последствии
интернациональным явлением.
- Общая характеристика итальянского Возрождения. Периодизация.
- Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто, с.Мартини, н. Пизано.
- Живопись и скульптура кватроченто (Мазаччо, Донателло, п. Делла Франческа, п.Учелло и др.).
- Творчество с. Боттичелли.
- Архитектура Флоренции 15 века. Ф. Брунеллески.
- Глава II. Брунеллески и флоренция
- Глава III. Брунеллески в риме
- Глава IV. Архитектурное наследие гения
- Архитектура Рима 16 века. Д.Браманте, Рафаэль, Микеланджело.
- Живопись л. Да Винчи.
- Творчество Рафаэля.
- Живописные работы Микеланджело. Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)
- Скульптура Микеланджело.
- Творчество Джорджоне и Тициана.
- Архитектура Венеции 16 в.
- Основные черты "Северного Возрождения".
- Творчество Яна ван Эйка.
- Нидерландский портрет 15 в. (Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден).
- Творчество и. Босха.
- Творчество п. Брейгеля Старшего.
- Немецкие художники 16 в. Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший.
- Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения
- Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения
- Глава 3. Дунайская школа
- Графические циклы а.Дюрера.
- Живопись а.Дюрера.