Глава 3. Дунайская школа
Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит
дунайской школе, которая известная также под названием «Дунайская живопись» или
«Дунайский стиль», которая обозначила последнюю фазу развития позднеготической
живописи в Австрии и Баварии в период 1500-1530 гг.
Школа существовала и развивалась на территории Южной Германии; центром этого
развития была Дунайская долина - от Регенсбурга до Пассау и Вены.
Теодор фон Фриммель первым употребивший этот термин писал в 1892: «Живопись XVI
века в районах прилегающих к Дунаю обнаруживает сходные черты, которые отличают
ее от живописи той же эпохи остальных немецких земель и оправдывают название
«Дунайский стиль».
К ней относился в раннем периоде своего творчества Л. Кранах, а также Л.Хубер,
признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в
формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали
рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе, а так же для мастеров этой
школы характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов,
помещаемых в роскошное пейзажное окружение.
Произведения мастеров Дунайской школы, решительно порвавших со средневековой
ремесленной традицией, отличаются свободой художественной фантазии, яркой
эмоциональностью, своеобразной романтичностью, пантеистическим восприятием
природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске
сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма (иногда
мелкими мазками), острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых
решений.
«Дунайский стиль» вообще характеризуется очень своеобразным подходом к пейзажу и
растительному миру. Интерес, проявляемый школой к пейзажу ни в коей мере не
сравним с тем, какое внимание уделялось ему в это время итальянцами. Пейзаж в
Дунайской школе расценивается не как часть пространства с расположенными в нем
фигурами, а как некая среда воспроизводящая определенное почти романтическое
состояние души.
Мир растений выступает как созидательная сила, а человеческое тело, как и
растения и деревья которым оно уподобляется, органично сливается с жизнью своими
многочисленными корнями. Стремление к ракурсам заимствованное Пахером у Мантеньи
и приводившее подчас к ошибкам в пропорциях человеческого тела позволяло, тем не
менее, гармонично вписать аморфные фигуры в пейзаж. Архитектурные декорации
также подвергшиеся итальянскому влиянию не отличаются особой строгостью форм;
наоборот им присущи многочисленные самопроизвольные и изящные разломы.
Именно поэтому архитектурные сооружения в картинах мастеров Дунайской школы
часто изображены в виде руин скрывающихся в густой листве.
Дунайский стиль Альбрехта Альтдорфера необыкновенно живописен благодаря не
только характерной насыщенности цветовой гаммы, но и передаче атмосферы. Этим
объясняется его особая любовь к гравюрам, их техника была наиболее благоприятной
для выражения таких поисков.
Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в лирических, то в мощных
величаво-космических образах, Альтдорфер внес большой вклад в становление
пейзажного жанра в Европе (Вид в Дунайской долине. 1516. Старая Пинакотека,
Мюнхен; Пейзаж с деревом. Ок.1522. Акварель, Гравюрный кабинет. Берлин-Далем).
Заключение
В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала
искусству. Конец XV -- начало XVI в. стали периодом недолговременного, но
блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в
значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но
дали художественные достижения мирового значения.
Век немецкого Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот
процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно осталось как
поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров живописи, которые
общаются между собой, участвуют в общей борьбе, пишут поразительные портреты
друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Его влияние на европейскую культуру
ощущается и сегодня.
На протяжении всей эпохи, независимо от того, что происходит в соседних областях
художественного творчества, сохраняют высокий уровень произведения немецких
мастеров художественного жанра.
Немецкое Возрождение в художественной культуре представлено богато и
разносторонне. Все работы художников резко отличаются друг от друга по характеру
и направлению творчества, что является особенностью короткого и бурного
немецкого Возрождения.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что в эпоху
Возрождения в Германии складывается своя система художественных приемов, на
основе уже существующих античной и средневековой художественных традиций.
- Общая характеристика итальянского Возрождения. Периодизация.
- Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто, с.Мартини, н. Пизано.
- Живопись и скульптура кватроченто (Мазаччо, Донателло, п. Делла Франческа, п.Учелло и др.).
- Творчество с. Боттичелли.
- Архитектура Флоренции 15 века. Ф. Брунеллески.
- Глава II. Брунеллески и флоренция
- Глава III. Брунеллески в риме
- Глава IV. Архитектурное наследие гения
- Архитектура Рима 16 века. Д.Браманте, Рафаэль, Микеланджело.
- Живопись л. Да Винчи.
- Творчество Рафаэля.
- Живописные работы Микеланджело. Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)
- Скульптура Микеланджело.
- Творчество Джорджоне и Тициана.
- Архитектура Венеции 16 в.
- Основные черты "Северного Возрождения".
- Творчество Яна ван Эйка.
- Нидерландский портрет 15 в. (Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден).
- Творчество и. Босха.
- Творчество п. Брейгеля Старшего.
- Немецкие художники 16 в. Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший.
- Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения
- Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения
- Глава 3. Дунайская школа
- Графические циклы а.Дюрера.
- Живопись а.Дюрера.