Творчество и. Босха.
Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха Хертогенбосе открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.
- Общая характеристика итальянского Возрождения. Периодизация.
- Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто, с.Мартини, н. Пизано.
- Живопись и скульптура кватроченто (Мазаччо, Донателло, п. Делла Франческа, п.Учелло и др.).
- Творчество с. Боттичелли.
- Архитектура Флоренции 15 века. Ф. Брунеллески.
- Глава II. Брунеллески и флоренция
- Глава III. Брунеллески в риме
- Глава IV. Архитектурное наследие гения
- Архитектура Рима 16 века. Д.Браманте, Рафаэль, Микеланджело.
- Живопись л. Да Винчи.
- Творчество Рафаэля.
- Живописные работы Микеланджело. Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)
- Скульптура Микеланджело.
- Творчество Джорджоне и Тициана.
- Архитектура Венеции 16 в.
- Основные черты "Северного Возрождения".
- Творчество Яна ван Эйка.
- Нидерландский портрет 15 в. (Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден).
- Творчество и. Босха.
- Творчество п. Брейгеля Старшего.
- Немецкие художники 16 в. Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший.
- Глава 1. Художественная культура Северного Возрождения
- Глава 2. Самые яркие представители немецкого Возрождения
- Глава 3. Дунайская школа
- Графические циклы а.Дюрера.
- Живопись а.Дюрера.