logo search
история искусств

44. Охарактеризуйте иконопись Древней Руси. Расскажите о творчестве Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

В середине 12 в. Новгородская республика стала независимым гос-вом. С 10 в. По 1240г. Было построено 125 церквей. По особому приглашению прибыл Феофан Грек. До своего появления в Новг. он расписал более 40 церквей по предложению Руси. Позже он расписал церкви в Москве. В Спасопреображенской церкви он видоизменил традиционную с-му росписи храма. Мастер подчеркнул огромную божественную силу, которая сходит от мощной фигуры и лика Христа. Объединение русских земель вокруг Москвы открыло новую эпоху в русской истории. Монументальная живопись, опираясь на владимиросуздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве Андрея Рублева и Дионисия. Андрею Рублеву заказали расписывать храмы Руси. Вместе с Ф. Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора, Московского Кремля. Вместе с Даниилом Черным он восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире. В 20-е годы Рублев с Даниилом и другими художникаи в Троице-Сергиевом монастыре украшали Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения Сергия Рождественского. Дионисий работал в столице, где имел собственную мастерскую. Он был признанным мастером и ему поручали расписывать Благовещенский и Успенский соборы. Работы Рублева: Благовещение, Вознесение, Апостол Павел. Работы Дионисия: Митрополит Алексий с Житием, Распятие. Работы Ф. Грека: Богоматерь Донская. Иконопись. Сформировался 1 из основных признаков средневекового искусства – каноничность, т.е. следование строгим правилам – канону. Особенно это относится к другим иконописцам, которые использовали устойчивые наборы сюжетов, а главное типы изображений и композиции схемы. В худ. практике появились т. н. образцы – рисунки, позднее – прорези. Они не давали художнику сбиться. Самая древняя из сохранившихся русских икон – поясное изображение Св. Георгия из Новгорода. Народное влияние особенно заметно в иконе Иоанн Лествечник, Георгий и Власий. В середине 12 в. здесь появляется икона Богоматери с младенцем. Если в 14 в.преобладала достигшая совершенства фреска, то в 15в.ситуация резко меняется. В это время особенно популярными становятся иконы «избранный святых»: Никола – покровитель путешествующих и страждущих, Илья Громовержец – податель дождя и др. Уцелели тверские иконы: «Борис и Глеб», «Спас». В 16в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи, гораздо чаще художники обращались к сюжетам и образам Ветхого Завета: икона «Параскева Пятница в житии», «Чудо Георгия о змие». В 17в. появляются 2 направления: 1) Годуновская школы. Этот стиль отличается тяготением к повествовательности, перегруженности композиции, деятельности, телесности и материальности форм, увлечением архитектурными формами. 2) Строгоновская школа – искусство иконной миниатюры: Симон Ушаков «Архангел Михаил».