Библия Ла Кавы iх в.
Манускрипт исполнен при дворе Альфонсо II в Овиедо. Имя исполнителя – Данилии – дошло до нашего времени [Williams 1977: 40]. В Библии присутствуют страницы, пропитанные яркими пигментами, как это было принято в оформлении сирийских рукописей: два темно-синих, и три – пурпурных листа являются важными декоративными акцентами в страничном пространстве кодекса. Одна из начальных страниц манускрипта с предисловием св. Иеронима представляет собой крестообразный фронтиспис, сформированный из текстового фрагмента. Здесь применен киноварный и серебряный шрифт в виде вестготского минускула, распространенного в Испании до XII в. Прекрасно найдено соотношение каллиграфического поля и отдельных выразительных элементов: скромный и элегантный инициал «Р» разбивает монотонную ритмику верхней части листа. Яркие киноварные строки, собранные в квадраты, выделяют центр страницы. Очень эффектно смотрится светлый шрифт на индиговом фоне. Идея фигурного текстового фрагмента в виде креста широко известна в средневековой рукописной традиции. Это, например, армянские манускрипты (Матенадаран, Евангелие 1053 г.).
Большинство страниц рукописи исполнено на светлом пергаменте. Текст членится на несколько вертикальных колонок. На полях и в начале каждой из библейских книг появляются элегантные орнаменты. Интересна заставка и маргинальный орнамент в начале III Книги Царств. Прямоугольная рамка из фигурных отточий и цепочки ромбов обрамляет надпись, содержащей указание на конец предыдущей книги и начало следующей. Под заставкой располагается столбец текста, исполненный наклонным минускулом и включающей краткое содержание глав III Книги Царств, посвященной правлению царя Соломона и строительству Иерусалимского Храма. Следующий столбец, включающий собственно библейское повествование, открывается заставкой, также включающей текстовой фрагмент. Это орнаментальная розетка с бордюром из разноцветных чешуек и раструбов, напоминающих рыбьи хвосты. За ажурной розеткой следует фигурный инициал «Е» в виде радужной полусферы с синей рыбкой внутри («Et rex David…»): «Когда царь Давид состарился». Фигурный инициал и прямоугольная заставка предыдущего столбца связаны композиционно между собой, что лишает пространство страницы монотонности. В результате, все три декоративных элемента собираются в единую композицию, которая, перебивая вертикальный ритм шрифтовых колонок, вводит в изображение диагональную и центростремительную динамику. Поскольку Библия скопирована, вероятно, с вестготского манускрипта, не удивительно, что его оформление напоминает ранние франкские рукописи, вдохновленные теми же средиземноморскими мотивами. Например, в меровингской рукописи Геллонского сакраментария (790–795 гг.) встречаются и ажурные центрические розетки, и изящные изображения рыб и птиц на полях. Даже характер каллиграфии обнаруживает некоторое сходство: в обоих случаях применяется округлый почерк с расширяющимися к верху высокими вертикальными элементами.
- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение