Теория искусства, методология истории искусства и художественная критика
Концепция типологии стилей по Г. Вельфлину и современное искусствознание.
История пропорций в искусстве. Эстетическое и конструктивное значение.
Геометрический стиль в античной вазописи. Исторический, смысловой и декоративный аспект.
«Звериный стиль» в искусстве скифов и сасанидов.
«Полихромный» и «звериный» стили в европейском искусстве V – VIII вв.
Ориентализм как течение в искусстве Запада. Проблема стилистических влияний.
Готика и нео-готика. Проблема стилизации в архитектуре и искусстве.
Эпоха Раннего Возрождения в Италии. Ренессанс и Готика, проблема стиля.
Ренессансы в Европейском средневековом искусстве и эпоха Возрождения в Италии.
Маньеризм как стилистическое направление.
«Почерк эпохи». Мотив гротеска в искусстве итальянского Возрождения.
Маньеризм и Барокко. Проблема преемственности.
Стиль Рококо в мебели и интерьере. Проблема пространственной среды.
Романтизм во французской живописи XIX века. Тематика, стилистика, образный язык.
Проблема национального стиля в русском искусстве XVIII - XIX веков.
Ампир в искусстве России и Франции. Проблема диалога.
Бидермайер в немецкой живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Историзм, эклектика, стилизация. К вопросу о разграничении понятий.
Стиль «итальянских палаццо» в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
Нео-барокко и нео-рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.
Северный Модерн в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
Современное искусство Санкт-Петербурга. Проблема стиля.
Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики».
Принципы анализа художественной формы в работе Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусства».
Понятие стиля в концепции Г. Вельфлина.
«Классическое искусство» Г. Вельфлина: специфика искусствоведческого подхода и методологии исследования.
«История искусства как история духа»: искусствоведческий метод М.Дворжака.
«Иконография» и «иконология»: принципы и последовательность анализа произведения искусства по Э. Панофскому.
Г. Зедльмайр о концепции стиля и "истории искусства как истории духа"
Проблема интерпретации в трудах Г. Зедльмайра.
Принципы семиотического исследования произведений изобразительного искусства в трудах Ю.М.Лотмана.
Принципы анализа живописного произведения в работах С.М. Даниэля.
Принципы атрибуции произведений искусства в трудах отечественных исследователей (на выбор).
Понятие композиции и принципы ее анализа в работах отечественных искусствоведов.
Творчество и восприятие искусства в текстах античных философов и писателей
Особенности восприятия архитектурной среды и жилища в древнеримской культуре
Ренессансный взгляд на античные принципы изображения и зодчества
Готическая архитектура. Обсуждение явления в XVI – XIX веках
Проблема подражания природе в теориях искусства XVI –XVIII веков
Европейские теоретики искусства XVII - XVIII веков о проблеме художественного образования
Язык живописи. Теоретики XVII - XVIII веков о специфике изобразительного искусства относительно поэзии (Н.Пуссен, Ж.Б.Дюбо, Г.Э.Лессинг)
У.Хогарт: принципы красоты в искусстве и природе
Д.Дидро как теоретик изобразительного искусства
Идеалистическая интерпретация изобразительного искусства в немецком романтизме
Европейский романтизм и зарождение исследования проблемы стиля в теории искусства
Теоретические работы Г.Земпера: проблематика и значение для исследования стилей в искусстве
Творчество А. Гильдебранда и основные тезисы его теории искусства
Интерпретация отдельного произведения по Г.Зедльмайру
Современные российские теоретики искусства и особенности их вклада в изучение отдельных проблем художественной культуры (например, Б. Бернштейн и исследование первобытного искусства)
Методы исследования искусства в творчестве Г.Вёльфлина (на примере книги «Ренессанс и барокко»).
Исследование произведений изобразительного искусства у З.Фрейда.
Классики психоанализа о творчестве Леонардо да Винчи.
Проблемы творчества и искусства в исследованиях советских психологов первой половины XX века
Р. Арнхейм и особенности его вклада в исследование художественного восприятия
Роль формального анализа в отечественных исследованиях изобразительного искусства.
Формирование искусствоведческой науки в СССР и деятельность В. Лазарева
У. Эко и особенности интерпретации изображения в европейской семиотической традиции
Принципы анализа визуальной информации в трудах Р.Барта
Семиотические исследования в отечественном искусствоведении XX века.
Ю. Лотман и особенности его подхода к анализу жанров изобразительного искусства
Исследование общих принципов канонического искусства в работах Ю. Лотмана и других исследователей второй половины XX в.
В. Фриче и развитие европейской традиции социологического исследования искусства.
Социологические исследования в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
Исследования психологии восприятия искусства в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
Социологические аспекты современной художественной критики.
Современная художественная критика и философия искусства в публицистике начала ХХI в.
Методологические особенности современной художественной критики.
Специфика архитектурной критики в современной публицистике.
Современное искусство в свете художественной критики последнего десятилетия.
Роль канона в античной культуре и текст Поликлета.
«Картины» Филостратов и концепция художественного совершенства эпохи поздней Античности.
Этимологическая интерпретация в средневековых текстах по архитектуре.
Место художника и анализ его деятельности в средневековых текстах.
Рецептурный трактат в контексте художественной практики Средних веков и эпохи Возрождения.
Иконоборчество в Византии: исторические предпосылки, теория и практика.
Аббат Сугерий и эстетика Света. Проблема сложения концепции готического храма.
«Книга рисунков» Виллара де Оннекура и место корпораций каменщиков в средневековой городской культуре.
Художник в системе гуманитарных ценностей эпохи Возрождения.
Образ современного художника в трактатах эпохи Раннего Возрождения.
Трактат Леонардо да Винчи о живописи в контексте современной художественной культуры.
Л.Б. Альберти как теоретик в контексте архитектурной практики эпохи Кватроченто.
Творческий путь и личность Микеланджело в контексте трактатов об искусстве XVI в.
Пьеро Аретино и проблема формирования художественной критики в европейской традиции XVI века.
«Жизнеописания» Вазари: структура и концепция сочинения.
Галилео Галилей как художественный критик.
Творчество Караваджо в контексте художественных споров начала XVII в.
Формирование классицистической теории и ее апологеты в Италии и Франции.
Художественная концепция У. Хогарта и его «Анализ красоты».
Салоны XVIII века в художественной критике. Проблемы эволюции методологии анализа.
Дени Дидро и французское искусство второй половины XVIII века.
«Романтическая битва» в художественной критике.
«Готический вкус» в европейской культуре ХVIII-ХIХ веков.
Стендаль как теоретик искусства и художественный критик.
Теофиль Готье об искусстве прошлого и современности.
Творчество Э. Делакруа в контексте художественной критики первой половины XIX столетия.
Шарль Бодлер о современном искусстве.
Эмиль Золя как художественный критик.
Художественная критика об импрессионистах.
Французские писатели XIX века о современном искусстве.
Художественный журнал как феномен французской культуры рубежа XIX – ХХ вв.
Символизм в художественной критике Франции конца XIX в.
Французская художественная критика о творчестве П. Сезанна.
Феномен постимпрессионизма в художественной критике конца XIX века.
Художественная критика и теория искусства о кубизме.
Фовизм в художественной критике.
Творчество П. Пикассо в художественной критике ХХ века.
Тристан Тцара и художественная критика о дадаизме.
Сюрреализм в манифестах и художественной критике.
Художественная критика об абстракционизме
В. Вазарели и оп-арт в художественной критике.
Поп-арт в теории и художественной критике.
Джордж Сигал о реализме в искусстве.
Художественная критика о гиперреализме.
Умберто Боччони и итальянское искусство начала ХХ века.
Основные тенденции развития художественной критики в XX веке.
Даниэль Бирнбаум как художественный критик.
Современная художественная критика и история искусства: пути взаимодействия.
Современная галерейная и выставочная деятельность и актуальная художественная критика.
Творческие поиски Кристиана Болтански в художественной критике.
Видеоарт и современная художественная критика.
Инсталляция как объект современной художественной критики. Проблема методологии.
Роберт Сторр о современной художественной жизни.
Творчество Ричарда Серра в современной художественной критике.
Творчество Йозефа Бойса в современной художественной критике.
«Последний день Помпеи» К.Брюллова в контексте становления русской художественной критики 1830-40-х гг.
Ранняя критика В.В.Стасова и проблемы становления искусства критического реализма.
Статьи В.Стасова 1870-90-х г. и их роль в формировании новых взглядов на искусство.
Н.Н.Пунин - критик и теоретик конструктивизма. Роль теоретических текстов в становлении и развитии искусства начала 1920-х гг.
- Методические указания к курсовым работам
- Общие методические указания к курсовым работам
- Структура и содержание курсовой работы
- Оформление курсовой работы
- Образец оформления заявления
- Оглавление
- Образец оформления цитаты и списка использованной литературы
- Прямое цитирование
- Пересказ чужого текста
- Цитирование не по первоисточнику, а по другому документу
- Примеры оформления подстраничных ссылок:
- Оформление списка используемой литературы
- Примеры оформления списка используемой литературы
- Образец оформления списка иллюстраций и альбома
- Темы курсовых работ Всеобщая история искусства
- История отечественного искусства
- История декоративно-прикладного искусства
- Средневековое ювелирное искусство и памятники Каролингского Возрождения: стилистические особенности, технические приемы.
- Техники изобразительного искусства, реставрация, экспертиза и атрибуция произведений
- Теория искусства, методология истории искусства и художественная критика
- Теория и история моды
- История театра и кино