2. Филон александрийский и его философия-мозаика
Предшественником отцов церкви можно считать Филона Александрийского, иудея по происхождению, родившегося в Александрии между 15 и 10 гг. до н.э., активность которого пришлась на первую половину I столетия н.э. Среди многих его работ примечательна серия трактатов"Аллегорический комментарий к Пятикнижию" ("Сотворение мира",
Аллегории Законов", "Наследник Божественного", "Переселение Авраама", "Мутации имен" как особенно прекрасные). Филон — и в этом его историческая заслуга, — впервые попытался через проникновение греческой философии в теологию создать некую "философскую мозаику". Филон воспользовался аллегорическим методом. Он утверждал, что Библия имеет а) буквальный смысл, не самый интересный и важный, и б) смещенный смысл, согласно которому библейские персонажи и события символизируют понятия и истины моральные, духовные и метафизические. Эти самые зашифрованные истины (обсуждаемые на разных уровнях) требуют особого состояния души для их уловления (что не есть еще в подлинном смысле вдохновение). Аллегорическая интерпретация как метод прочтения Библии нашла множество единомышленников среди Отцов церкви, став на долгие времена константой патристики.
В философскую мозаику Филона вошли многие понятия, неведомые греческой мысли, начиная с понятия "творения", которому он дал впервые систематическую формулировку. Бог создал материю из ничего, и лишь потом придал ей форму. Однако прежде физического мира Бог создал интеллигибельный космос (мир Идей) как идеальную модель, и этот "интеллигибельный космос есть ничто иное как Логос Бога, актуально формирующий мир". Так платоновские Идеи становятся определенно мыслями Бога, совпадающими с Логосом, его Словом.
Филон отличает Логос от Бога, делая его ипостасью, определяя даже как "перворожденного Сына несотворенного Отца", "второго Бога ". Иногда он даже говорит о нем как о действующей причине, в других местах, как об Архангеле, Посреднике между Творцом и творением (поскольку это не несотворенное, как Бог, но и не тварное, как мирское), как о геральде Бога, хранителе мира и покоя. Логос Филона выражает, кроме прочего, и это важно, фундаментальные ценности библейской Мудрости, Слова Божьего, Слова творящего и созидающего. Наконец, Логос несет в себе этический смысл "Слова, с помощью которого Бог направляет к благу", "Слова, что спасает". Во всех этих значениях Логос представляет бестелесную реальность, сверхчувственную и трансцендентную. Тем не менее, коль скоро чувственный мир создан по образу интеллигибельного, т.е. в соответствии с Логосом и посредством его, то имманентный аспект Логоса состоит в воздействии бестелесного на телесный мир. В этом смысле Логос — нечто связующее, что собирает и единит-мир, начало, правильно упорядочивающее мир и его сохраняющее.
Поскольку Бог бесконечен, то бесчисленны также проявления его активности, которые Филон называет "Потенциями", упоминая, впрочем, только о двух основных, подчиняя им все прочие: творческая Потенция, коей Создатель творит мир, и Потенция правящая, при помощи которой Он управляет созданным им миром. Эти две Потенции, два аспекта божественного, древняя еврейская традиция обозначала двумя именами — Елохима и Иеговы, первый знаменовал силу добра, блага и созидания, второй — законодательную и карающую силу.
Отношения между Логосом и двумя высшими Потенциями разрабатывались Филоном по-разному: в одних текстах Логос выступает источником всех Потенций, в других ему приписана функция объединения их.
В антропологии Филон частично следует Платону, выделяя в человеке тело и душу. Затем, мало-помалу, вызревает более рафинированная концепция, открывающая в человеке третье измерение, радикально меняющее природу и смысл первых двух. Согласно этому взгляду, где уже доминирует библейский компонент, человек образован из 1) тела, 2) души-интеллекта, 3) и Духа, что нисходит от Бога. В этой новой перспективе человеческий интеллект разрушим, поскольку он интеллект "земной", покуда Бог не вдохнет в него "потенцию подлинной жизни", каковая является божественным Духом (пневмой).
Ясно, что душа человеческая (как интеллект), сама по себе взятая, была бы ничтожнейшей, когда бы не вдохнул в нее Бог пневму, свой Дух. Момент, реализующий сцепление человека с божественным, согласно Филону, уже не душа, как полагали греки, и не ее привилегированная часть, интеллект, но Дух, что прямо исходит от Бога. Так мы получаем три измерения человеческой жизни: 1 ) в физическом измерении — жизнь сугубо животная (тело), 2) в рациональном пространстве живет душа-интеллект, 3) в высшем божественном измерении — восхождение к Духу. Сама по себе душа смертна, она может стать бессмертной в той мере, в какой Бог дарует ей свой Дух, насколько она себя в Духе взращивает и живет в нем. Так рушатся все доводы Платона, на которых он пытался основать бессмертие души. Душа сама по себе беспомощна, смертна, но может стать бессмертной в той мере, в какой она способна жить по Духу.
Именно это третье измерение — Божий Дух — прямо интерпретирующее теорию творения и библейскую теорию вообще, является новацией Филона в .этике. Мораль становится неотделимой от веры и религии, сливаясь даже в мистическом единении с Богом в некоем экстатическом видении. На этом пути, более того, Филон предвосхищает т.н. "итинерарии божий", пути к Богу, которые у Отцов церкви, начиная с Августина и далее, становятся каноническими. От познания космоса мы должны перейти к познанию нас самих; существенно же то, что в момент трансцендирования, выходя за пределы самих себя, уже познав самих себя, мы приходим к осознанию, что то, чем мы обладаем, не наше, и возвращаем это тому, кем мы одарены. В этот самый момент, в точном смысле слова, Бог с нами и в нас. Вот буквально: "Наивернейший момент для встречи тварного со своим Творцом именно тогда, когда оно признало свое полное ничтожество ". " Необычайно высокая слава души в том, чтобы преодолеть свою тварность, свои пределы, связав себя только с нетварным, согласно священным предписаниям, кои обязывают посвятить себя Ему. Потому-то тем, кто связывал себя с Ним и служит Ему непрерывно, в наследство Он дарует сам себя".
Счастье жизни в том и состоит, чтобы "быть целиком и полностью скорее в Боге, чем в самих себе".
- 1. Структура и значение библии
- 1.1. Книги, составляющие Библию
- 1.2. Концепция "Завета"
- 1.3. Боговдохновенность Библии
- 2. Фундаментальные библейские идеи философского значения,поднимающиеся над греческим горизонтом
- 2.1. Революционный смысл библейского послания
- 2.2. Монотеизм
- 2.3. Креационизм
- 2.4. Антропоцентризм
- 2.5. Номотетический Бог и закон как божественное повеление
- 2.6. Личностное Провидение
- 2.7. Первородный грех, его последствия и искупление
- 2.8. Новое пространство веры и Духа
- 2.9.Греческий Эрос и христианская Агапэ(любовь как благодать)
- 2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством
- 2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа
- 2.12. Новый смысл истории и жизни человека
- 2.13. Греческая мысль и христианское послание.
- 1. Доктринальные и философские проблемы в связи с библией
- 2. Филон александрийский и его философия-мозаика
- 3. Гносис
- 4. Апологеты-греки и первая философская разработка христианства,проделанная катехизисной школой александрии
- 4.1. Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан
- 4.2. Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген
- 5. Золотой век патристики (IV— первая половина V в.)
- 5.1. Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский символ веры
- 5.2. Светила Каппадокии и Григорий Нисский
- 6. Последние могикане греческой патристики: дионисий ареопагит,максим исповедник и иоанн дамаскин
- 6.1. Дионисий Ареопагит и апофатическая теология
- 6.2. Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
- 6.3. Иоанн Дамаскин
- 1. Латинская патристика до августина
- 1.1. Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики
- 1.2. Тертуллиан и полемика против философии
- 1.3. Христианские писатели III века и начала IV: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций
- 2. Святой августин и апогей патристики
- 2.1. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина
- 2.2. Философствование в вере
- 2.3. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин"
- 2.4. Истина и прозрение
- 2.5. Бог
- 2.6. Троица
- 2.7. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена"
- 2.8. Структура темпоральности и вечность
- 2.9. Зло и его онтологический статус
- 2.10. Воля, свобода, благодать
- 2.11. "Град земной" и "Град Божий"
- 2.12. Суть человека — это любовь
- 1. Сочинения северина боэция
- 1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
- 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций"
- 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций
- 1.4.Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
- 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье
- 1.6. Проблема зла и вопрос свободы
- 1.7. Боэций о вере и разуме
- 2. "Институции" кассиодора
- 3. "Этимологии" исидора севильского
- 1. "Школы", "университеты", "схоластика"
- 1.1. "Школы" и "схоластика"
- 1.2. Университет
- 1.3. Университет и его смягчающие эффекты
- 1.4. Разум и вера
- 1.5. Факультет искусств и факультет теологии
- 1.6. "Град Божий" Августина
- 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
- 1.8. Хронология
- 2. Иоанн скот эриугена
- 2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры
- 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены
- 2.3.Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий
- 2.4. "О разделении природы"
- 2.5. Социополитические отражения
- 2.6. Разум в функции веры
- 3. Ансельм д'аоста
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Доказательства бытия Бога
- 3.3. Бог и человек
- 3.4. Разум вокруг веры
- 4. Шартрская школа
- 4.1. Традиции и новации
- 4.2. Три искусства в религиозной перспективе
- 4.3. Платоновский "Тимей"
- 5. Сен-викторская школа
- 5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки
- 5.2. "Дидаскаликон" и философия
- 5.3. "Дидаскаликон" и мистика
- 6. Пьер абеляр
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2. "Сомнение" и "правила исследования"
- 6.3. Диалектика и ее функции
- 6.4. "Рацио" и его роль в теологии
- 6.5 Фундаментальные принципы этики
- 6.6. "Intelligo ut credam"
- 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика"
- 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского
- 6.9. Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры
- 1. Политическая и культурная ситуация
- 1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты
- 2. Аристотелизм авиценны
- 2.1. Авиценна: личность и сочинения
- 2.2. Бытие возможное и бытие необходимое
- 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны
- 3. Аристотелизм аверроэса
- 3.1. Фигура и сочинения
- 3.2. Примат философии и вечность мира
- 3.3. Единство человеческого интеллекта
- 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта
- 3.5. Первые осуждения аристотелизма
- 4. Моисей маймонид и еврейская философия
- 5. Как греческая и арабская культуры проникали на запад. Переводчики и "коллегиум" из толедо
- 6. Альберт великий
- 6.1. Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательскаяпрограмма
- 6.2. Различие философии и теологии
- 6.3. Греческие философы и христианские теологи
- 6.4. Научный интерес
- 7. Фома аквинский
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Разум и вера, философия и теология
- 7.3. Теология не подменяет философию
- 7.4, Фундаментальная структура метафизики
- 7.5. Трансценденталии: единое, истинное, благое
- 7.6. Аналогия бытия
- 7.7. Пять способов доказательства существования Бога
- 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina
- 7.9. Право естественное и позитивное
- 7.10. Вера ведет разум
- 8. Бонавентура из боньяреи
- 8.1. Францисканское движение
- 8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения
- 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура
- 8.4. Автономна ли философия?
- 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники
- 8.6. Экземпляризм
- 8.7. "Rationes seminales"
- 8.8. Человеческое познание и божественное озарение
- 8.9. Бог, человек и множественность форм
- 8.10. Бонавентура и Фома: одна вера и две философии
- 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia
- 9. Сигер брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
- 10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
- 10.1. Роберт Гроссетест
- 10.2. Роджер Бэкон
- 11. Иоанн дунс скот
- 11.1. Жизнь и сочинения
- 11.2. Разделение философии и теологии
- 11.3. Однозначность сущего
- 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта
- 11.5. Восхождение к Богу
- 11.6. Недостаточность понятия "бесконечного entis"
- 11.7. Дебаты между философами и теологами
- 11.8. Принцип индивидуации: Haecceitas
- 11.9. Волюнтаризм и естественное право
- 1. Социально-историческая ситуация
- 2. Уильям оккам
- 2.1. Личность и сочинения
- 2.2. Независимость веры от разума
- 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального
- 2.4. Познание интуитивное и абстрактное
- 2.5. Универсалии и номинализм
- 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики
- 2.7. Новая логика
- 2.8. Проблема существования Бога
- 2.9. Новый метод научного исследования
- 2.10. Плюрализм против теократии
- 3. Наука оккамистов
- 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука
- 3.2. Оккамисты и галилеевская наука
- 4. Политическая теория марселия падуанского
- 4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви или империи
- 4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского
- 5. Джон уиклиф и ян гус: два долютеровских реформатора
- 6. Майстер экхарт и немецкая спекулятивная мистика
- 6.1. Основы спекулятивной мистики
- 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто
- 6.3. Возвращение человека к Богу
- 7.Логика средневековья
- 7.1. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum"
- 7.2. Дидактическая систематизация античной логики
- 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов
- 7.4. Новации схоластической логики
- 7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия
- 2. Историографическое значение термина "возрождение"
- 3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- 4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: гермес трисмегист, зороастр и орфей
- 4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- 4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса
- 4.4. Орфей Ренессанса
- 1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- 1.1. Начала гуманизма
- 1.1.1. Франческо Петрарка
- 1.1.2. Колюччо Салютами
- 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: л. Бруни, п. Браччолини, л.Б. Альберти
- 1.2.1. Леонардо Бруни
- 1.2.2. Поджо Браччолини
- 1.2.3. Леон Баттиста Альберти
- 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто
- 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- 2. Возрожденческий неоплатонизм
- 2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- 2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- 2.2.2. Ученое незнание
- 2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
- 2.2.4, Значение принципа "все во всем"
- 2.2.5. Человек как "микрокосм"
- 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
- 2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения
- 2.3.2. Фичино в качестве переводчика
- 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
- 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино
- 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
- 2.4.1. Позиция Пико
- 2.4.2. Пико и Каббала
- 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека
- 2.5. Франческо Патрици
- 3. Аристотелизм эпохи возрождения
- 3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма
- 3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- 4. Возрождение скептицизма
- 4.1. Новая жизнь эллинистической философии
- 4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- 1. Возрождение и религия
- 1.1. Эразм Роттердамский и " философия Христа"
- 1.1.1. Позиция Эразма
- 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
- 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма
- 1.2. Мартин Лютер
- 1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- 1.2.2. Черты теологии Лютера
- 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- 1.4. Кальвин и Женевская реформа
- 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма
- 2. Контрреформация и католическая реформа
- 2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы
- 2.2. Тридентский собор
- 2.3. Новое появление схоластики
- 3. Возрождение и политика
- 3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- 3.1.1. Позиция Макиавелли
- 3.1.2. Реализм Макиавелли
- 3.1.3. "Добродетель" государя
- 3.1.4. Свобода и "судьба"
- 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики
- 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро
- 3.2. Томас Мор и Утопия
- 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
- 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Библиография
- 2. H. Jedin, Riforma cattolica o Controriforma?, Morcelliana, Brescia 1974.