logo search
Конспект лекций по худ

Орнамент

- орнамент (от лат. ornamentum-украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относятся декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, ткань с бесконечно повторяющимся узором, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные, специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Нередки сложные комбинации различных мотивов (напр., геометрических и звериных форм - так называемая тератология, геометрических и растительных- арабески).

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Применение в орнаментике круговых мотивов. Так называемые солярные знаки символизируют образ небесных светил.

Круг — символ солнца характерен для орнаментации многих народов мира.

Применение в орнаментике иных геометрических фигур. Квадрат в орнаментальном искусстве — символ земли.

Треугольник (как знак оберега) в орнаментах народов мира (изделия различных ремесел: текстиль, ковроткачество, резьба по дереву и гангу, роспись по дереву и др.). Сравнение ромбических узоров у разных народов. Ромб в русских вышивках — символ плодородия.

Ромб и крест — основные мотивы разнообразных композиций, передающих образ дерева.

Ромбические и крестообразные мотивы на стенах жилища — символ жизни и защита семьи.

Признак замкнутой композиции – четкий линейный внешний контур, от которого внутрь с постепенным нарастанием сложности рисунка развивается орнаментальная схема. Как правило, это – центрические орнаменты. К замкнутым композициям относятся рамочные и кольцевые орнаменты при условии, что их внешний контур линейный и геометризированный. Влияние замкнутой композиции на остальную часть плоскости минимально.

Признак раскрытой композиции – создание нескольких композиционных узлов меньшей значимости, чем центральный, а также наличие ясно выраженного ритма с убывающим от центра интервалом. Рамочная или кольцевая композиция при наличии центральной оси, от которой идет развитие в сторону, также относится к раскрытым. Рамка или кольцо могут иметь главное композиционное значение на плоскости лишь при условии, что внутреннее поле плоскости по своему зрительному объему равно или меньше объема рамки. В противном случае рамка получит второстепенное значение и при неинтересном и маловыразительном среднем поле плоскость с такой рамкой не будет

Выполнение орнамента:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г., Стр. 177 – 180.

Создание памятного приза для награждения школьников:

П.Г.Демчев, Г.Вчеремных. «Художественное оформление в школе». М., «Владос», 2004 г., Стр. 122 – 127.

Макетирование имеет целый ряд преимуществ перед изобразительным выражением замысла, так как дает возможность наглядно сопоставить детали. Как правило, деталь, исполненная по чертежу, всегда требует в натуре некоторого исправления. Макетная техника наряду с изобразительной помогает развитию у дизайнера умения видеть за чертежом истинные формы предметов или детали. Макетирование обычно применяют на стадии эскиза.

При работе над эскизом следует использовать кальку, на которой производится работа над вариантами. Имея несколько вариантов, легко сравнить их между собой. Если же работать только над одним эскизом, каждый раз переделывая его, то процесс сравнения и оценки становится затруднительным. Кальку накладывают на подоснову, нарисованную на подрамнике, и обводят карандашом неизменяемые части и общий контур. Детали, подлежащие изменению, прорисовывают на кальке, после чего на эту кальку снова накладывают кальку, где производятся последующие уточнения. В конце процесса получается полностью проработанный рисунок, по которому можно завершить эскиз.

После отработки эскиза переходят к вычерчиванию набело, вычерчивая и прорисовывая детали, обводя линии тушью и краской или тонируя плоскость. По чертежу выполняют работу в натуре.

2.5. Малые формы фронтальных композиций: пригласительный билет, стенгазета, плакат, эмблема и т. д..

Наглядная агитация — агитация, осуществляемая использованием средств изобразительного искусства (плакаты, карикатуры, картины и т. д.).

Современная наглядная агитация — сложный художественный и научно-политический комплекс. Образное художественное решение наглядной агитации, ее простота и доходчивость связаны с умением выразить основное, установить его верное соотношение с второстепенным, устранить все лишнее, мешающее раскрытию идейного и эстетического содержания экспозиции. Нельзя забывать, что эффективность воздействия материала зависит от его актуальности, поэтому наглядная агитация требует постоянного обновления в сочетании с минимумом зрительной информации, так как большое количество стендов, лозунгов, плакатов приводит к потере остроты восприятия и снижению воспитательного воздействия.

Располагается наглядная агитация в доступных для обозрения местах, на достаточном расстоянии друг от друга.

Графические, цветовые и декоративные элементы композиции должны подчиняться идейному содержанию и восприниматься как единое целое.

Возможны три основных вида композиции: плоскостная, объемная и объемно-пространственная. Первый вид предназначен для обзора с одной стороны и представляет собой наиболее простое и доступное решение. Второй вид — замкнутая трехмерная форма, выполненная с расчетом на восприятие с разных точек зрения. Третий вид композиции представляет собой сочетание форм и элементов, рассчитанных на восприятие при движении зрителя в глубину пространства. Его обычно используют при оформлении аллей, шоссе, улиц.

При разработке эскиза оформления следует учитывать особенности зрительного восприятия. Человек видит объект целиком, находясь не ближе к нему, чем на расстоянии двух высот объекта. Но с такого расстояния прочесть текст обычно невозможно. Следовательно, силуэт, цвет, форма должны уже издали указывать на тематику. Цветовое решение наглядной агитации должно быть идейно обоснованным и гармонировать с колористическим решением окружения.