logo search
Лекции Солдаткина С

Ислам и политика

В исламе (как и в средневековом католицизме)религия не отделена отполитики: предполагается, что данные сферы тесно взаимосвязаны между собой.Пророк Мухаммед был и руководителем мусульманской общины и мусульманского государства.

На основе положений ислама в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организаций, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношений, вопросы войны и мира (чем в Коране посвящено немало места). Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни писал: «В Коране содержится в сто раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам отправления обрядов»14.

Под мусульманскими знамёнами и лозунгами совершалось национально-освободительное движение от колониализма в Алжире, Ливии, Марокко, Судане и др. странах.

Факторы, определяющие политическое влияние исламав мире: людские ресурсы (в мире по разным системам подсчёта насчитывается от 900 до 1,4 млрд. мусульман); существенный нефтегазовый и, следовательно, валютный потенциал мусульманских стран; мощные исламские объединения.

Например, Организация Исламская Конференция, образована в 1969 г. Тогда она объединяла 44 государства, сейчас — 51 государство и Организацию Освобождения Палестины. Она имеет множество комиссий и вспомогательных объединений — Комитет по Иерусалиму, Исламская комиссия по экономическим, социальным и культурным делам, Постоянный комитет по научно-техническому сотрудничеству; Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно-технического развития, Исламский центр развития торговли, Исламская торгово-промышленная палата, Международное исламское информационное агентство, Организация исламских столиц, Исламский суд справедливости и т.п.

Из религиозно-политических группировок наиболее известно Движение братьев-мусульман, имеющее самостоятельные организации в ряде мусульманских стран. Конечной своей целью его участники ставят построение в странах распространения ислама общества, строго придерживающегося норма жизни, сформулированных в Коране и шариате. Правоэкстремистское крыло этого движения широко применяет террористические методы в политической борьбе, поэтому в большинстве мусульманских стран деятельность братьев-мусульман поставлена вне закона.

Крайние формы связи религии и политики проявляются в концепции джихада в его военном значении. Современные сторонники военного джихада подчёркивают его оборонительный характер. Лозунги джихада в настоящее время используются в борьбе с Израилем.

Ислам и терроризм. Организация Исламская Конференция неоднократно выступала с осуждением терроризма. В декабре 1991 г. ОИК приняла Дакарскую декларацию, где, в частности, говорилось следующее: «Мы ещё раз подтверждаем наше решительное осуждение феномена терроризма, как идущего вразрез с учением исламской религии, ценностями, нормами и традициями наших стран, где относятся к жизни человека с уважением и достоинством. Мы подтверждаем нашу решимость искренне сотрудничать с мировым сообществом в его борьбе с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях в рамках закона и уважения принципов международного права»15. Осудила ОИК и террористический акт 11 сентября. Неоднократно осуждали терроризм и отдельные правительства мусульманских стран.

Однако существуют подпольные мусульманские террористические организации, стремящиеся методами террора свергнуть умеренные мусульманские правительства и установить «истинный ислам», а также дестабилизировать ситуацию в мире. Государственный Департамент США в настоящее время к таковым относит 9 организаций, среди которых наиболее известными являются «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, «Исламский джихад Палестины», «ХАМАС», «Хезболлах»16.

В России ислам исповедуют от 15 до 20 млн. чел., официально зарегистрировано на 1янв. 1998 г. 2734 мусульманских общества, но не меньшее число действует без регистрации. Существует в России также 43 духовных управления мусульман, действуют региональные и общероссийские политические партии (к числу последних относятся, например, «Союз мусульман России», «Нур» («Свет»), «Мусульмане России», Исламская партия возрождения».

1Ислам — араб. «предание себя Богу», «покорность Богу».

2Бетил — (бейт-иль — араб. — «дом Бога»)

3А. Массэ. Ислам. Очерк истории. М.: Изд. Восточной литературы, 1963, с. 19.

4Джебраил (Джабраил) — библ. архангел Гавриил.

5Умма — араб. «народ», «нация»

6От араб. кара’а «произносить речитативом, декламировать, читать», «коран» — то, что читают, произносят»

7Халиф — араб. «преемник, заместитель», то есть заместитель пророка — глава мусульманской общины. Шиитами термин не признаётся, глава общины называется только имамом.

8Имам — (араб. «амма» — «стоять впереди, предводительствовать») — руководитель общественной молитвы в мечети; глава мусульманской общины, халиф.

9Араб. «образ поведения».

10Эта формула называетсятакбиром.

11Когда был ниспослан Коран; однако среди арабов-язычников месяц рамадан также считался священным.

12Потом эти люди основали влиятельное в своё время течение хариджитов (араб. «хараджа» — «выйти, восстать»).

13Шейх — от араб. «шаха» — «стареть, становиться старым» — почётное именование видных мусульманских богословов, учёных, духовных наставников.

14Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999., с. 129.

15Елена Мелкумян «Мифы и реальность антитеррористической кампании» //НГ 27.10.2001.

16Марат Ражбадинов. «Самые опасные» НГ 23.10.2001.

19