logo search
печать 3

33. Тв. Гавриила Ващенко, Кишенко, Савицкого.

ВАЩЕНКО, Гавриил -(1928) белорусский монументалист, живописец, народный художник Беларуси (1988 г.), заслуженный деятель искусств БССР (1977 г.), профессор (1980 г.), академик живописи. Родился в д. Чикаловичи Брагинского р-на Гомельской обл. Окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства (1955 г.). Работает в области станковой живописи, акварели, монументальной росписи, витража. Работы выделяются жанровым и тематическим разнообразием. Станковые произведения отличаются светлой лиричностью, искренними чувствами, философской интонацией, тонким колористичным и композиционным мастерством. В произведениях "Яблонька" (1976 г.), "Мое Палесье", "Нефтянники Палесья", "Дума о хлебе" (все - 1973 г.), "Диалог" и "Зеленый луг"(1978 г.), "Праздник осени" (1980 г.), "Звуки тишины" (1982 г.), "Натюрморт с барельефом Н. Гусовского" (1986 г.), "Чернобыльский реквием" и др. — размышления о прошлом родной земли, актуальные проблемы современности, патриотизм. В творчестве Г. Ващенко священные птицы - аисты Полесья занимают одно из важнейших мест - аисты в картине "Материнские крылья" (1974 г.) и "Белое утро" (1991 г.) и др. Эту птицу всегда защищали и оберегали на Полесье. И у художника сохранилось такое священное отношение к этой птице. Важным событиям белорусской истории посвящены полотна "Грюнвальдская битва" (1985 г.), триптих о восстании К. Калиновского "За землю, за волю" (1983 г.), "Баллада о мужестве" (1974 г.). Автор портретов выдающихся государственных и политических деятелей, писателей Беларуси: Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича, Е. Полоцкой, К. Туровского, Витовта, Л. Сапеги и др. Ващенко автор более 100 витражей, большая часть которых сохранена до сих пор. 38 лет руководил кафедрой монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств. В 2002 г. в Гомеле открылась картинная галерея Ващенко. Художник и его супруга передали для галереи 70 своих картин и предметов декоративно-прикладного искусства. Картинная галерея Ващенко на начало 2007 г. имела более 270 экспонатов, регулярно в ней проводятся различные выставки. Произведения Ващенко представлены почти в тридцати музеях стран СНГ, в том числе в Третьяковской галерее в Москве.

КИЩЕНКО, Александр -(1933-1997) белорусский живописец, мастер гобелена, педагог, народный художник Белорусской ССР (1991 г.), заслуженный деятель искусств БССР (1980 г.). Кищенко — создатель школы белорусского монументального гобелена. Родился в д. Белый Колодец Воронежской обл. (Россия). Окончил Львовскй государственный институт декоративно-прикладного искусства (1960 г.). Произведениям художника присущи глубокая идейность и профессиональное мастерство, острое чувство современности и высокая пластическая культура. Работы в монументальном искусстве: мозаичная композиция на фасаде гостиницы "Турист" (1973 г.), "Октябрь" на административном здании на Юбилейной пл. (1975 г.), 4 панно ("Город-воин", "Город науки", "Город культуры", "Город-строитель") на торцах жилых домов микрорайона Восток (1978 г., все в Минске). Сыграл значительную роль в возрождении искусства гобелена в Беларуси. "Гобелен века" — уникальное произведение Кищенко, выполнено из шерсти (ручная работа). "Гобелен века" впервые был представлен публике в 1996 г. За эту работу художнику присуждена Государственная премия Беларуси. Уникальное полотно внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире, признано национальным достоянием. На полотнище размером 19x14 метров автор изобразил самых известных личностей прошлого и современности, а также события мироздания: Ноев ковчег, Христа и Антихриста, Кремль, Папу Римского, Черчилля, Горбачева, Сталина, Хемингуэя, Кастро (изображены более 80 портретов). В одном из углов гобелена автор изобразил собственный портрет и лик белорусского президента. Основной замысел художника был сконцентрирован не в портретах политических деятелей, а в центральном сюжете гобелена - авторски интерпретированном конфликте Христа и Антихриста. Работа над созданием "Гобелена века" длилась пять лет. Произведение выставлялось на публичный показ лишь несколько раз. Часть картин хранится в художественных музеях Беларуси и России, в том числе в Третьяковской галерее, а так же в частных коллекциях. Многогранность художественного дарования Кищенко проявилась не только в живописи, но и в поэзии, прозе, и наиболее ярко в монументальном искусстве: мозаике, крупномасштабном гобелене. Борисовский комбинат декоративно-прикладного искусства назван именем Кищенко.

САВИЦКИЙ, Михаил -(1922-2010) известный белорусский живописец, педагог и общественный деятель. Народный художник БССР (1972 г.), Народный художник СССР (1978 г.), Герой Беларуси (2006 г.), Академик Российской Академии художеств (1983 г.), Национальной Академии наук Беларуси (1995 г.). Участник Великой Отечественной войны. Работал в станковой и монументальной живописи. Творчеству Савицкого присуще глубокое проникновение в сущность явлений прошлого и современности, философское их осмысление, утверждение вечных духовных ценностей человечества, приверженность гуманистическим идейным и моральным ценностям общества. Родился в д. Звенячи (Кохановского района Витебской обл.) 1941-1942 гг. - участник обороны Севастополя. 1942 г. - взят в плен в Севастополе. 1942-1945 гг. - узник лагерей: 326 Служил в Советской армии в 1945-1947 гг.Учился в Минском художественном училище (1947-1951 гг.), в Московском государственном художественном институте им. В. Сурикова (1951-1957 гг.) у Д. Мочальского. Савицкий - автор более чем 200 тематических картин. Его творчество - развитие традиций тематической картины, в живописи Савицкого главными темами искусства были подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны, трудовая жизнь человека, историко-революционная. Высшим достижением его творчества стали ранние работы, посвященные Великой Отечественной войне, - "Партизаны" (1963 г.), "Убийство семьи партизана", "Поле" (1972 г.), "Плач о павших героях" (1974 г.), "Беженцы", "Партизанская Мадонна", "Казнь", "Клятва", "Партизаны. Блокада" (1967 г.), "Витебские ворота" (1967 г.), "Ветераны", цикл из 13 картин "Цифры на сердце" (1974-1980 гг.), посвященный трагедии концентрационных лагерей и цикл работ "Черная быль" о трагедии Чернобыля. В 1972-1976 гг. Савицкий работал над серией портретов В. Ленина. Цикл полотен был выполнен для Музея Я. Купалы в Минске ("Я. Купала", "Беларусы" и др.). Масштабностью и символичностью художественного языка отличаются работы Савицкого в монументальном искусстве - росписи "Великая Отечественная война. 1944." в Музее Великой Отечественной войны в Минске и др. Немаловажное место в творчестве художника занимает христианская тематика. Работы Савицкого находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Национального художественного музея Республики Беларусь, а также во многих других коллекциях. М. Савицкий избирался народным депутатом СССР, депутатом трех созывов Верховного Совета БССР. Жил и работал в Минске.