9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.
В культуре поздней классики ясно распознаются новые веяния. Затушевывается гордая уверенность во всепокоряющей мощи человека, возникают раздумья, рождающие либо беспокойство, либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Скопас, Пракситель и Лисипп – величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое личное яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты. Причем в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее полно отвечали его собственным.Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Его статуя под названием "Менада" или "Вакханка" дошедшая в небольшой поврежденной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника - Праксителя. Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности.С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе "Гермес с младенцем Дионисом" (около ЗЗ0 г.).Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности, в замечательных терракотовых статуэтках из Танагры конца IV в. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний. Своё понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе под названием "Апоксиомен.. Лисиппу хорошо удалось показать состояние человеческой усталости.
- 3. Скульптурный портрет в искусстве Древнего Египта, его связь с заупокойным культом. Рост реалистических тенденций в искусстве Египта периода Среднего царства.
- 4. Рельефная пластика и живопись в искусстве Древнего Египта. Каноничность, особенности композиции.
- 5. Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики.
- 6. Эгейское искусство. Особенности развития. Отличие искусства Среднеминойского и позднеминойского периодов.
- 7. Искусство Древней Греции. Хронология развития. Формирование классического стиля в греческом искусстве.
- 9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.
- 10. Искусство этрусков и его роль в становлении древнеримского искусства.
- 12)Особенности развития скульптурного портрет в древнеримском искусстве
- 13) Формирование византийского искусства. Культовый характер, особенности живописной системы в византийском искусстве.
- 14.) Романское искусство и его особенности
- 15) Формирование реалистических тенденций в готическом искусстве. Синтез искусств в готическом соборе.
- 16.) Общая характеристика искусства Возрождения
- 17)Истоки проторенессанса и его значение в формировании культуры
- Возникновение и характерные черты Этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу приходящийся на 1200-е ,1300-е годы. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождение.
- 18) Ранний ренессанс в Италии. Скульптура раннего Возрождения в Италии
- 19. Формирование новых принципов в живописи раннего Возрождения в Италии.
- 20. Характеристика искусства Высокого Возрождения в Италии. Ведущие мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буонаротти, Тициана.
- 21. Позднее Возрождение в Италии. Формирование маньеризма. Венецианская живописная школа.
- 22. Искусство Северного Возрождения и его отличие от итальянского. Характерные черты.
- 23. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.
- 24. Искусство немецкого Возрождения. Противоречивый характер искусства, ведущие представители.
- 25. Формирование художественных стилей в искусстве Италии 17 века. Караваджизм и его влияние на европейскую живопись 17 века.
- 26. Искусство Фландрии в 17 веке. Фламандское барокко и его представители.
- 27. Голландский реализм 17 века. Малые голландцы и художественные принципы.
- 28. Искусство Испании 17 века. Противоречивый характер творчества испанских мастеров.
- 29. Французский классицизм 17 века, как стиль абсолютной монархии. Ведущие представители.
- 30. Искусство Франции 18 века. Формирование стиля рококо.
- 31. Развитие живописного портрета в искусстве Англии 18 века. Пейзаж в творчестве д.Констебля.
- 32. Общая характеристика искусства Франции 19 века. Влияние идей Французской буржуазной революции на его развитие.
- 33. Формирование классицизма, реализма и академизма в искусстве
- 34. Новаторский характер искусства Франции второй половины 19 века. Сложение импрессионизма, неоимпрессионизма, постимпрессионизма. Ведущие представители.
- 36. Особенности постимпрессионизма, его представители
- 37. Модернизм в искусстве 20 века.
- 39. Искусство Киевской Руси 11 века. Роль Византии в его становлении. Культовый характер искусства.
- 40. Русское искусство 12-13 веков. Влияние феодальной раздробленности на его развитие.
- 41. Особенности развития русского искусства в период монголо-татарского ига 13 -15вв.
- 42. Творчество великих мастеров ф.Грека, а.Рублева, Дионисия.
- 43. Русское искусство 15 -17 веков.
- 44. Формирование светского искусства в России 18 века. Роль Петра I в его становлении
- 45. Развитие портрета в русском искусстве 18 века.
- 46. Русское искусство первой половины 19 века. Синтезирующий характер его развития.
- 47. Развитие реалистического стиля в творчестве русских мастеров первой половины и середины 19 века.
- 48. Пейзажная живопись в русском искусстве 19 века.
- 49. Русское искусство второй половины 19 века. Многообразие видов и жанров.
- 50. Возникновение Товарищества передвижных выставок. Его характеристика. Представители.
- 51. Яркие представители русского искусства рубежа 19-20 вв. М.А. Врубель, в.А.Серова, и.Е.Репин.
- 52. Творческие группировки рубежа начала 20 века: “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”.
- 53. Соцреализм в отечественном искусстве 30 – 50-х гг. 20 века
- 54. Многообразие в развитии отечественного искусства второй половины 20 века.