logo search
История искусств

9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.

В культуре поздней классики ясно распознаются новые веяния. Затушевывается гордая уверенность во всепокоряющей мощи человека, возникают раздумья, рождающие либо беспокойство, либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Скопас, Пракситель и Лисипп – величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое личное яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты. Причем в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее полно отвечали его собственным.Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Его статуя под названием "Менада" или "Вакханка" дошедшая в небольшой поврежденной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника - Праксителя. Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности.С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе "Гермес с младенцем Дионисом" (около ЗЗ0 г.).Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности, в замечательных терракотовых статуэтках из Танагры конца IV в. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний. Своё понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе под названием "Апоксиомен.. Лисиппу хорошо удалось показать состояние человеческой усталости.