logo search
История отечественной культуры

↑Культура России хх века

Культура ХХ века отражала нарастающие противоречия эпохи. Продолжалась деятельность классиков литературы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького и др. Но возникали новые течения, характерные для так называемого «серебряного века» русской культуры. В 1893 г. Дм.  Мережковский издал книгу «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». За этим парадоксальным названием стояло желание повернуть художественное творчество от реалий жизни, от стремления помочь людям – к религиозным исканиям, к «высотам духа», а также сломать реалистическую традицию русской литературы. Запевалами нового направления были поэты В. Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Ф.Сологуб и, главное – А. Блок (1880-1921), который уже в 1911 году отказался от новаторской концепции символизма в своем творчестве. Творения А.Блока составляют славу русской поэзии. Он сопереживал своей Родине, народу в тех потрясениях, которые принес России ХХ век.

Пускай зовут: забудь поэт,

Вернись в красивые уюты.

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой.

Уюта нет, покоя нет.

Творчество Блока пополняет сокровищницу русской классической литературы глубиной содержания, гуманистической наполненностью и совершенством формы.

Поэты-акмеисты ( греч. «акме» - степень расцвета) Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. славили жизнь и ее светлые стороны, отстаивали сочетание жизненности и духовности поэзии. Впоследствии А.Ахматова (1889-1966) на высочайшем художественном уровне отразила в своем творчестве трагические события своей жизни и своей страны.

Как правило, хронологические рамки «серебряного века» определяют первой четвертью ХХ века. Помимо новаторских течений: символизма, акмеизма, футуризма, он хронологически включает в себя творчество выдающихся поэтов С.Есенина, М. Цветаевой, Б.Пастернака и др., а также композиторов А.Скрябина, С.Рахманинова и др. Великие творения создал художник М.Врубель.

Культурный «ренессанс» демонстративно игнорировал социальные потрясения в стране, ориентировался на новое религиозное философское течение – «богоискательство»: Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. некоторые из этих философов прошли этап увлечения марксизмом, но потом стали исповедовать путь эволюционного развитии страны и мира. Они же пытались способствовать религиозному возрождению страны, искали новые пути проповедования религии среди «народа-богоносца».

Большинство этих философов было выслано советской властью за границу (1992), т.к. в них увидели силу противостоящую социалистической идеологии.

ХХ век включает в себя советскую социокультурную эпоху, которая охватывает период с 1917 по 1991 гг.

Советское государство, возникшее в ноябре 1917 г., последовательно решало задачи ускоренного развития экономики, за которую огромную цену заплатил народ, как исполнитель грандиозных планов в сложнейших условиях.

Многие деятели культуры покинули Россию и составили значительный отряд интеллигенции, продолжавшей творить в эмиграции. В наше время их творчество вернулось на Родину, как они и мечтали. Писатель В.Набоков в 1927 г. отмечал: «Любовь к России оживляет и поддерживает наши души… Не будем проклинать изгнанье»[22]. Писатель имел в виду свободу творчества в эмиграции, несмотря на множество жизненных проблем.

В сфере идеологии в Советской России шла активная борьба за преодоление влияния православной церкви, в свою очередь активно выступавшей против новой власти. Школьное образование становится светским. Развертывается широкая антирелигиозная пропаганда.

Советская власть проявляет заинтересованность в том, чтобы лучшие достижения культуры прошлого стали доступны народу. Замечательные музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Кремлевские соборы, Оружейная палата, музеи изобразительного искусства им. А.С.Пушкина активно посещаются населением, при них была организована система кружков, лектории и т.п.

Первейшей задачей страны становится ликвидация неграмотности взрослого населения страны, в основном жителей деревни, а также введение всеобщего начального обязательного обучения для детей школьного возраста. Декрет об обязательном обучении грамоте населения от 8 до 50 лет на родном языке принят в декабре 1919 г., но реальных последствий он не имел. Появились такие термины как «культурный фронт», «культармеец», «чернорабочий культуры». Но определенные результаты в 20-е годы имели место лишь среди красноармейцев и краснофлотцев. Концепция прорыва могла быть реализована лишь при солидном экономическом и кадровом обеспечении. Декреты оставались на бумаге. Экономические ресурсы реализовывались в сфере восстановления и развития промышленности.

В 1930 г. был принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР, посвященное усилению мер по ликвидации неграмотности и малограмотности. На местах создавались штабы ликбеза и культпохода, а главное, все дети школьного возраста с 1931 г. подлежали обязательному начальному образованию. Широко развернулось внешкольная работы, т.е. культурное просвещение взрослых. В 1936 г. был поставлен вопрос о создании системы школ для малограмотных. В европейской части Советского Союза проблема обучения грамоте была решена к 1939 г., но национальные республики эту проблему еще преодолевали перед началом Великой Отечественной войны (1941 г.). Грамотность - это не культура, а условие ее развития. Грамотность дает возможность писать, читать и понимать прочитанное, обогащать свой разум и повышать профессионализм. Всеобщая грамотность населения значительно повышала возможности страны. Культурный процесс в Советской России после периода неразберихи в 20-х г.г. был направлен на сохранение и усвоение духовного богатства русского классического наследия или по крайней мере на уважение к нему. Это неоднократно подчеркивал В.И. Ленин, лидер Октябрьской революции. Интересным является мнение Ф.Энгельса о преемственности лучших достижений культуры и усвоения их широкими массами. Следует перенимать, - писал он, - лишь то, что «…действительно ценно в исторически унаследованной культуре – науке, искусства, формах общения и т.д.». Это наследие превращается «из монополии господствующего класса в общее достояние всего общества и для дальнейшего развития этого достояния»[23].

Этой концепции противостояла идеология организации Пролеткульта, спекулировавшая на понятии классовая культура и отрицавшая не только культурные традиции, но даже игнорировавшая какие-либо задачи просвещения крестьянства, т.е. подавляющего большинства населения страны. Идеологи Пролеткульта: А. Богданов, В.Плетнев, П.Керженцев считали нужным просвещать лишь промышленный пролетариат, его «культурный авангард». Всероссийский Пролеткульт защищал свою автономию от советской власти. Лидер и идеолог движения А.Богданов считал превыше всего всемирный коллективизм, объективно присущий индустриальному процессу труда. В своих сочинениях он как самые правильные приводит стихи:

Вихрь крутящихся колес,

Пляска бешеных ремней

В цепь еще звено вплелось

Рать сомкнулася плотней –

Эй, товарищ, не робей[24].

В журналах, издававшихся Пролеткультом рекламировались стихи В.Кириллова:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля

И пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы…»[25].

На заводах и фабриках создавались кружки Пролеткульта. Они в определенной мере финансировались Наркомпросом, пока в 1920 году Ленин и Луначарский решительно не выступили против этих нигилистических взглядов. А.В.Луначарский (Нарком просвещения) отмечал «…некоторые не по разуму усердные сторонники пролетарской культуры… признаются в желательности чуть не физического истребления всей старой культуры»[26].

Важные решения под давлением советского руководства принял в октябре 1920 г. Первый Всероссийский съезд Пролеткульта. В резолюции съезда отвергались претензии на особую культуру, признавалась руководство социалистической идеологии и связь с общекультурной работой в стране.

Конечно, культурный процесс в советском государстве был сильно политизирован, но Пролеткульт проповедовал ориентацию только на пролетариат и отрыв его по существу от культуры как таковой.

Пропагандируя ленинские положения о культуре, Н.К.Крупская писала: «Что разумел Владимир Ильич под культурной революцией? То, что массы как-то сломают дружным организованным напором стену темноты и невежества, возьмут с бою необходимые им знания, необходимую им цивилизацию. Это будет чрезвычайно трудно при малом числе школ и культучреждений, но все же возьмут»[27]. Надежды на чудо иногда сбываются, но ценой очень большого труда.

Ценой огромных усилий в стране создавалась школьная система как в городе, так и в деревне. Число учеников в сельских школах с 1928 по 1938 гг. выросло в 2,5 раза (с 8,6 млн. до 22 млн. человек), а учителей – в 3 раза (с 227 тыс. до 715 тыс. человек)[28]. Для повышения квалификации учителей создавались годичные и двухгодичные учительские курсы, развивалась сеть заочного педагогического образования.

В результате в 70-е годы ХХ века в Советском Союзе было введено всеобщее среднее образование. Общеобразовательная школа сохраняла главную роль. С конца 60-х годов выпускники профтехучилищ получали аттестат о среднем образовании.

Высшие учебные заведения пережили тяжелый этап борьбы за изменение социального состава студентов. В 1918 г.было принято правительственное постановление о приеме в вузы всех желающих без документов о среднем образовании. Самые покровительственные меры не смогли предотвратить огромный отсев таких студентов. Да и не у всех были экономические возможности учиться. Для помощи новым наборам были созданы «рабфаки», которые оснащали будущих студентов необходимым минимумом знаний и сыграли большую роль в продвижении рабочей молодежи в ряды студентов, в демократизации состава будущей интеллигенции.

Преподаватели вузов претерпели значительные потрясения. В сентябре 1918 г. были отменены все научные степени и ученые звания. Преподаватели с десятилетним стажем должны были вновь пройти на должность по конкурсу. Автономия высшей школы юридически и фактически была ликвидирована. Были созданы факультеты общественных наук. Тем не менее, высшая школа постепенно упорядочивала свою деятельность, набирала более подготовленных студентов, более стабильными становились учебные планы. Установка «укрепления связи с жизнью» была неизменной. К концу советской власти функционировали 800 вузов, ежегодный набор студентов достиг 1 млн. человек. Соответственно росло и ежегодное пополнение специалистов в народное хозяйство, в школы и учреждения культуры.

Находясь в эмиграции, историку П.Н.Милюкову в конце 30-х годов удалось еще раз издать трехтомный труд «Очерки по истории русской культуры». Он внимательно анализировал культурный процесс в советский период, писал о том, как «лихорадило» интеллигенцию школу все сферы культуры. Специальные разделы второго тома называются «Школа и просвещение на службе политики в СССР». Историк высказывает слабую надежду на то, что «создавшееся в результате беспримерного нажима сверху неустойчивое положение… не может быть длительным. Отпадет случайное в историческим процессе; неслучайное остается»[29].

Тяжелые потери понесла отечественная культура в 30-е годы в процессе массовых репрессий. Тоталитарный гнет пополнился физическими тяготами и уничтожением граждан страны и деятелей культуры. По статистическим данным в 1930-1953 гг. было арестовано 3,8 млн. человек[30]. Погибли в застенках писатели и поэты Ю.Олеша, П.Яшвили, Б.Ясенский. Г.Табидзе, Н.Эрдман и др. Остальные работали в самых жестких условиях. Развитие самой литературы тем не менее продолжалось. Основным ее достоянием являются романы М.Шолохова «Тихий Дон», М.Горького «Жизнь Клима Самгина», М.Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» и др. Следует отметить произведения А.Толстого «Петр I» и «Хождение по мукам». Поэтических высот достигли творения В. Маяковского, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др.

Активную роль сыграла культура: наука, литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. Ею была внесена весомая лепта в борьбу с фашизмом. Военными корреспондентами являлись К. Симонов, М.Шолохов, А. Фадеев, А.Сурков и др. Вырос международный авторитет советской культуры.

Решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом определила рост самосознания народа. Но в сфере культуры идеологический контроль усилился. Негатив и резкую критику вызывали «ошибки», которых не было. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и т.п. Творчество было четко канонизировано. Торжествовал официоз.

После кончины Сталина (1953 г.) начался период «оттепели». Названный, как роман И.Эренбурга, изданный в 1954 г. и вызвавший большой интерес читателей. В духовной жизни страны большую роль сыграла критика культа личности Сталина (1956) и реабилитация жертв массовых репрессий. Этот процесс коснулся большинства семей страны.

К началу 60-х гг. было реабилитировано 617 членов Союза писателей, из них 304 посмертно[31]. Композитор Т.Хренников до конца своей жизни гордился тем, что он уберег от репрессий членов Союза композиторов.

Значительное влияние на общество имел прогрессивный журнал «Новый мир» под редакцией крупнейшего поэта и литератора А.Т.Твардовского. По мере укрепления личной власти Н.Хрущева в культурной политике усиливались негативные явления. От имени руководства партии на июльском Пленуме ЦК 1963 г. было выдвинуто требование: «Привести в боевой порядок все виды идейного оружия»[32].

Развитие науки отвечало требованиям ускорения научно-технического прогресса. Этот процесс финансировался государством. Открывались многочисленные научно-исследовательские институты. В конце 50-х годов было создано Сибирское отделение Академии Наук СССР, а также Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы Академии наук. В 1954 г. в стране была введена в строй первая в мире атомная станция. 4 октября 1957 г. в СССР впервые в мире был произведен запуск спутника Земли. В 1961 г. корабль, пилотируемый Ю.А.Гагариным, поднялся в космос. Таким образом отечественная наука занимала передовую позицию в мире и ее достижения опирались на новейшую технологию.

Советская многонациональная художественная культура стала более открытой. Она отражала социальную жизнь и личные проблемы людей. Ее развитие имело государственную поддержку. «Деревенская проза» - творчество писателей Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова и др. – била тревогу о будущем русской деревни и стремилась привлечь внимание к улучшению жизни крестьянства. Большой общественный резонанс имели книги Ю. Трифонова и Ю.Бондарева. огромными тиражами выходили произведения классиков и издания новых книг.

Многонациональная культура включала в себя имена казахского писателя М.Арбузова, Чингиза Айтматова (Киргизия), поэта Расула Гамзатова (Дагестан), Ф.Искандера (Абхазия), Э.Межелайтиса (Лативия), Г.Матевасяна (Армения), К.Кулиева (Кабардино-Балкария) и многие другие. В изобразительном искусстве мировое признание получило творчество армянского художника М.Сарьяна. Следует отметить полотна А.Абуллаева (Узбекистан), А.Гудайтиса (Литва), Л.Гудиашвили (Грузия) и др., утверждавших авторитет творчества своих народов. Мировую известность приобрели произведения композитора А.Хачатуряна, создавшего классические произведения музыкального искусства, сохранившие тем не менее национальный колорит.

Середина 80-х годов ХХ в. обозначила новый этап в развитии культуры. Страна вступила в период «перестройки». Расширялся международный культурный обмен. Часть художественной интеллигенции, поддерживая полезные контакты с западной культурой, выступила против ее «вестернизации» (В.Солоухин, В.Распутин, Ю.Бондарев и др.). Брожение усиливалось. Большую роль сыграло творчество А.Н.Солженицына, писателя и историка, повлиявшего на общественную жизнь страны. В целом, коэффициент полезного действия в развитии культуры оставлял желать лучшего. Реальные положительные результаты были достигнуты в сфере отношения государства к религии и церкви. В 1988 г. Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. В связи с этим начался процесс восстановления закрытых монастырей и церквей. Распространялись религиозная литература и предметы культа. В искусстве и литературе ослабевал идеологический пресс. Особое внимание общества было уделено отечественной истории. Огромными тиражами переиздавались труды В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, П.Н.Милюкова. у народа возрос интерес к политике и культуре.