Содержание
Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков.
Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
Культура России XIX века
Культура России ХХ века
Проблемы отечественной культуры в конце ХХ – начале ХХI вв.
Просвещение
Русская культура в эмиграции
Рекомендуемая литература
Содержание понятия культура является достаточно сложным. В общем массиве духовного производства отражаются противоречия социальной жизни человечества. Очевидно и неизбежно возникновение реакционных идеологий и их «оформление» в книгах, интернете, публикациях разного рода, нередко проповедуется агрессия и вражда между народами, жестокость, фашизм, расизм, одурманивающие людей. Неоднозначны оценки роли так называемой « массовой культуры». С одной стороны, это наработанная народом культура: песни, пляски, сказания (в наше время «бардовская» песня») и пр. С другой стороны, это популярная качественная культура – творение профессионалов: песни И. Дунаевского, Т. Хренникова, А. Богословского, Б. Мокроусова и многих других композиторов, которые пели как со сцены, так и в жизни. Это фильмы Г. Александрова, Л. Гайдая, С. Бондарчука, М. Хуциева, имевшие широкую аудиторию зрителей. Одновременно есть негативные тенденции в массовой культуре – отупляющие людей и снискавшие название «попса», от слова популярный. Примитивная музыка, практически отсутствие песенного текста, эстрада, содержащая минимум мыслей и «развлекающая» зрителя. С течением времени в условиях рыночной экономики ситуация только усложняется. Нередко в современном мире со сцены и в литературе пропагандируются злобные националистические «концепции», несущие большие беды человечеству. Многие развлекательные шоу рассчитаны на примитивное восприятие.
Позиции самых низкопробных разновидностей «попсы» или «масскультуры» значительно усиливаются в условиях рыночной экономики. Легче продать развлечения развлекательные. Современной литературой, посвященной анализу культурного процесса, признается неизбежное сосуществование элитарной, «высокой», классической культуры и массовой, развлекательной. Но «высокая» культура требует защиты и пропаганды ее результатов.
Таким образом, тип культуры не однозначен. Вершиной ее являются классические творения, имеющие непреходящую ценность, сеющие в сознании людей «разумное, доброе, вечное», но массовая культура – это очевидность и необходимость, поскольку популярные песни, музыка необходимы людям. Тем более сложные задачи по утверждению положительных идеалов в деле воспитания новых поколений ложатся на семью, школу, религию, высшие учебные заведения и средства массовой информации.
Таким образом, культура – это совокупность исторически накопленных духовных ценностей, служащих человечеству и защищающих его будущее. Она также включает в себя понятие доступности для народа этих ценностей, а также участие талантливых людей из всех слоев общества в развитии всех сфер культуры. На практике эти установки далеко не всегда реализуются. В ходе различного рода дискуссий о понятии «культура», определяющим является категория ценностей культуры. Для разных слоев общества она неоднозначна. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что развитие человечества и более того его сохранение предполагает бережное отношение к гуманистическим традициям, передачу потомкам достойного культурного наследия. Само понятие « прогресс», т.е. движение вперед, изменение к лучшему, обозначает как экономическое развитие общества, так и накопление позитивных явлений в его духовной жизни, которые противостоят негативу: вражде, угнетению сильными слабых, усилению низменных желаний в сознании людей. Функционирование культуры (ее сферы, структура) служат человеку «от крещения до могилы». Это система образования, просвещения: детские сады, школы, высшие учебные заведения: бакалавриат, магистратура. В результате их деятельности формируется интеллигенция, кадры специалистов экономики и культуры, развивается художественная литература и искусство: театр, кино, средства массовой информации. Наука и религия - важные составные части культуры.
Результаты их деятельности проявляются в самосознании народа в таких сферах как уровень образования, нравственность, эстетическое воспитание и художественное образование, культура труда, уровень и формы человеческого общения и т.п.
Великий русский историк В.О. Ключевский (1871-1911) верил в прогресс человечества и отмечал преемственность в развитии культурного процесса. «Сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, изменялись порядок общежития, - писал он, - но нить человеческого развития не прерывалась… постепенно накапливался известный культурный запас». Все это «…дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас придет к тем, кто придет нам на смену»[1]. Историк рисует идеальную картину развития исторического процесса, как бы игнорируя потрясения, которыми изобилует мировая история. Тем не менее культурные ценности в основном, как правило, переживают эти потрясения и несут новым поколениям свет и веру. Процесс накопления результатов развития духовной культуры очень важен для существования человечества, отклонения и спады в его развитии имеют негативные последствия.
Новации во всех сферах культуры обусловлены развитием человеческого общества в целом. Культура является важной составной частью цивилизации, которая в свою очередь включает материальные, экономические, социальные и духовные черты определенной стадии развития человечества, «civilis» (лат.), переводится как «городской, государственный, гражданский». Речь идет об уровне и образе жизни того или иного общества, государства. В науке приняты понятия глобальная мировая и локальные (местные) цивилизации, каждая из которых имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития. Совокупность локальных цивилизаций определяет уровень глобальной, т.е. мировой цивилизации.
Попытки определить цивилизацию только как культурно-религиозную общность, отрицая роль экономики и социальных условий, несостоятельны. Взаимовлияние экономики, материальных условий и состояния духовной жизни общества, каждой цивилизации прослеживаются в ходе развития мировой истории.
Следует вспомнить определение культуры как результат всего содеянного людьми.
Это взаимодействие присуще и развитию российской отечественной культуры. П.Н. Милюков, автор труда «Очерки по истории русской культуры» (3 т. 4 книги), впервые опубликованного в конце XIX века, подчеркивал: «Научный синтез в социологии снимает противоположение духовного и материального начала… Все подчинено законам: в области процессов духа господствует такой же детерминизм, как и в области процессов материальных»[2].
Россия – страна контрастов, прошедшая сложный исторический путь. Ее географическое положение, по определению философа Н.А.Бердяева, обусловило то, что «Россия – христианский Восток, который постоянно подвергался сильному влиянию Запада»[3]. Тем не менее великая русская культура сохраняла «душу живу» и по мере своего развития заняла достойное место в мировой цивилизации. Русские историки понимали необходимость модернизации России. «Мой тезис: европеизация России не есть продукт заимствования, - отмечал П.Н.Милюков, - а неизбежный результат внутренней эволюции»[4].
- История отечественной культуры
- Содержание
- ↑Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков.
- ↑Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
- ↑Культура России XIX века
- ↑Культура России хх века
- ↑Проблемы отечественной культуры в конце хх – начале ххi вв.
- ↑Просвещение
- ↑Русская культура в эмиграции
- ↑Рекомендуемая литература
- Выходные данные:
- Ссылки отсюда