↑Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
На рубеже XVII и в XVIII в. В России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха по праву считается переломной в истории культуры России. Взаимодействие национальных традиций и активная «европеизация» - сложный и противоречивый процесс. Важной чертой реформ Петра I (1672-1725) во всех сферах был их насильственный характер. Историк русской культуры П.Н.Милюков писал: «Признавать насильственный, личный характер реформы, вовсе не значит еще отрицать ее историческую необходимость». Петр I запретил носить национальную одежду, насильственно заставил даже бояр брить бороды и т.п. Он «как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой… еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести»[10], отмечал Милюков, понимая, что в основном и главном «европеизация» России была прогрессивной.
Энергичные действия были предприняты Петром I в отношении к фундаменту русской жизни и культуры – церкви. Провозглашенный в 1721 г. императором, Петр I упразднил патриархат и патриарха, т.е. предстоятеля церкви перед Богом, заменив его Святейшим Синодом, т.е. учреждением, управляющим церковью, а также секуляризировал (изъял, сделал собственностью государства) церковные земли. Патриархат в России был восстановлен только в 1918 г. Это решение также не вызвало достойного отпора. По этому поводу Милюков пишет о большом ущербе от понижения роли церкви и от церковного раскола. «Запас религиозного чувства и нравственного одушевления, который был налицо среди русских пастырей и паствы, пошел на оппозиционное национально-религиозное движение XVI-XVII вв.». Вслед за духовной властью, «объявившей русское национально-религиозное движение расколом и проклявшей его», власть сочла участие в нем преступлением и подвергала староверов суровой каре[11]. Союзником Петра I, кроме его сподвижников, был страх, вечный фактор российской истории. Официальная церковь оказалась в зависимости от светской власти. Более того, Петр I нарушил тайну исповеди. Под страхом казни священника должны были доносить об антигосударственных намерениях прихожане.
Положительную роль сыграло достигнутое при Петре I территориальное расширение государства, получившего статус балтийской и черноморской державы. Возникли новые города: Санкт-Петербург, новая столица, Севастополь, Екатеринодар, Одесса и др. Огромную цену за эти достижения заплатил народ. С течением времени позитивные результаты делаются очевиднее, а вопрос об их цене становится все более отдаленным. Тем не менее в жизни России был осуществлен крупный сдвиг. Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.
В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода.
Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным. С 1731 по 1736 гг. уже после кончины Петра I в первом высшем учебном заведении России Славяно-Греко-Латинской академии обучался великий сын России М.В. Ломоносов, преуспевший в знании, а затем и в развитии как технических, так и гуманитарных наук. Ломоносов, в частности, создал значительное количество поэтических произведений, высоко оцененных А.С.Пушкиным: «Слог его ровный цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным»[12]. Ломоносов посвятил Петру I поэму, в которой говорилось:
Пою премудрого Российского героя,
Кто, грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну…
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь на зависть удивил[13].
По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику.
В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям, сформировалась идеология абсолютной власти монарха. Петр I, по выражению А.С.Пушкина: «Россию поднял на дыбы». Государство хотело иметь граждан верноподданных, которые приобретенные за границей знания обращали на службу России. Оценивая сложные для общества нововведения императора, А.С.Пушкин, которого В.О.Ключевский назвал «историком от бога», в поэме «Полтава» писал:
Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…,
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Во второй половине XVIII века медленно, но верно развивается просвещение. Школа оставалась сословной. В первую очередь обучали детей дворян. В 1755 г. был открыт Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев. Создание Московского университета тесно связано с именем М.В.Ломоносова и первого куратора И.И.Шувалова. произошло это событие в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Московский университет был учреждением бессословным, первые полвека обучение было бесплатным. Преподавание велось преимущественно на русском языке. Создавались университеты в других городах России, но Московский университет уже в XVIII в. становится центром отечественного просвещения.
Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина». Название говорит само за себя.
Важную роль в развитии культуры сыграл издатель и руководитель журнала «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новиков. Он считал необходимым «просвещение народа», выступал против крепостного права, так же как писатель и государственный служащий А.Н. Радищев, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1890).По мере проникновения в Россию информации о Великой французской революции Екатерина II все жестче реагировала на подобные явления. Радищев был сослан в Сибирь, его книга уничтожена (сохранились лишь подаренные автором экземпляры), а Новиков в 1792 г. заключен в Шлиссельбургскую тюрьму.
Идеология Просвещения тем не менее проникала в Россию. Екатерина II лично переписывалась с М.Ф.Вольтером, лидером философии просветительства, полагая, что эта переписка прибавит ей популярности в Европе, но что идеи Вольтера никакого отношения к российской действительности не имеют. Екатерина II и Вольтер были единодушны в убеждении решительно и жестоко подавить Пугачевское восстание (1873-1875).
Развитие русской науки осуществлялось при первенствующей роли М.В.Ломоносова (1711-1765) ученого мирового значения энциклопедического образованного во всех сферах науки, активного поборника укрепления российского Отечества.
В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти. Сторонники идеологии Просвещения в России прежде всего выступали против крепостничества, а также проповедовали антиклерикальные взгляды.
Продолжалось развитие русского языка. В 1783 г. в Петербурге была создана Российская академия с целью изучения российского языка и словесности. Был издан первый словарь русского языка. Интерес к истории Отечества был реализован в труде М.В.Ломоносова «Краткий русский летописец» (1760) и в четырехтомнике В.Н.Татищева «История Российская с древнейших времен» (1784).
Русская художественная культура достигла определенных успехов, как ориентируясь на высокие европейские достижения, так и развивая национальное искусство. Ряд литературных произведений принадлежал перу М.В.Ломоносова. он также является автором «Письма о правилах российского стихотворства» и «Риторики». Автором первых русских драматургических произведений был А.П.Сумароков. огромную популярность имела пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль», критиковавшие невежество и самодурство помещиков. Славу поэта-мыслителя снискал Г.Р. Державин. В развитии мира и России он уповал на просвещенного монарха. Уважение к чувствам «простолюдинов» проповедовал Н.М. Карамзин (1766-1826) в повести «Бедная Лиза». Впоследствии по поручению царя Александра I он создал основополагающий труд «История государства Российского» в 12-ти томах.
В изобразительном искусстве значительный след оставили художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, И.П. Аргунов и др. Заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин наряду с другими создал бюст М.В.Ломоносова.
Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.
- История отечественной культуры
- Содержание
- ↑Древняя Русь. Средневековая культура IX - XVII веков.
- ↑Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков
- ↑Культура России XIX века
- ↑Культура России хх века
- ↑Проблемы отечественной культуры в конце хх – начале ххi вв.
- ↑Просвещение
- ↑Русская культура в эмиграции
- ↑Рекомендуемая литература
- Выходные данные:
- Ссылки отсюда