Ле Корбюзье (п. Шаннаре Гри)
«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...» Le Corbusier
Ле Корбюзье — один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.
«пять принципов» Ле Корбюзье:
1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;
2. плоская крыша, используемая в качестве сада;
3. гибкая планировка интерьера;
4. сплошные горизонтально протяженные окна;
5. свободное решение фасада.
Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.
В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере(1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».
В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
Начало 50-х годов — это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нем. Прежде всего это Марсельский блок (1947—1952) — многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озелененном участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета — полихромия. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе «Модулор».
Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция.
(La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1905
Поселок ФРЮЖЕ (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925
Дом Центросоюза в Москве. 1928-1933 Дом Армии Спасения (Armee du Salut)
Cite de Refuge,Париж. 1926-1928
Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation) , Марсель, Франция. 1947-1952
Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан Здание Ассамблеи (Palace of Assembly).
(Ronchamp), Франция. 1950-1954 Чандигарх (Chandigarh) — новая столица
штата Пенджаб, Индия. 1951-1962.
-
Френк Ллойд Райт – (Frank Lloyd Wright 1869—1959)
-
Американский архитектор и теоретик архитектуры. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры— то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры.
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Peter A. Beachy House, Oak Park, Illinois (Перестройка дома П.А. Бичи, Оак-Парк, Иллинойс), 1906
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Avery Coonley Playhouse, Riverside, Illinois (Дом для игр Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1912
Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.
Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): («Дом у водопада» Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания), 1935—1938
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.
Музей современного искусства С Гуггенхайма, Нью Йорк. Ф Ллойд Райт, 1958.
Музей Гуггенхайма. Различные виды.
- Именной указатель
- Аристид Фиванский
- Агесандр
- Пракситель
- Калликрат
- Поликлет
- Мнезикл
- Витрувий Поллион
- Аполлодор Дамасский
- Анфимий из Тралл
- Постник, Барма
- Альберти Леон Батиста
- Палладио Андреа
- Сансовино
- Браманте
- Микелоццо
- Фиораванти, Аристотель
- Постник и Барма
- Еропкин Петр Михайлович
- Киавери
- Матарнови
- Растрелли, Бартоломео
- Трезини, Доменико
- Чевакинский Савва Иванович
- Валлен Деламот
- Тома де Томон
- Карл Иванович Росси
- Джакомо Кваренги
- Антонио Ринальди
- Стасов Василий Петрович
- Старов Иван Егорович
- Захаров Андреян Дмитриевич
- Воронихин Андрей Никифорович
- Монферран Огюст
- Тон Константин Андреевич
- Штакеншнейдер Андрей Иванович
- Шехтель, Федор (Франц) Осипович
- Щуко, Владимир Алексеевич
- Гельфрейх Владимир Алексеевич
- Щусев, Александр
- Косяков Василий Антонович
- Лидваль Федор Иванович (Фредрик) Иванович
- Алексе́й Фёдорович Бубы́рь
- Васильев Николай Васильевич
- Бенуа Николай Леонтьевич (1813–1898)
- Бенуа Леонтий Николаевич
- Белогруд Андрей Евгеньевич
- Фомин Игорь Ивановмч
- Никольский Александр Сергеевич
- Ладовский Николай Александрович
- Мельников. Константин Степенович
- Леонидов Иван Ильич
- Яков Чернихов
- Бурлюк Давид Давидович
- Алабян Каро Семенович
- Буров Андрей Константинович
- Шухов Владимир Григорьевич
- Гинзбург Моисей Яковлевич
- Оль Андрей Андреевич
- Голосов, Илья Александрович
- Лансере Евгений Евгеньевич.
- Гимар, Эктор
- Чарльз Рени Макинтош
- Салливен Луис Генри
- «Баухауз»: Тео ван Дусбург, Людвиг Мис ванн дер Рое, Вальтер Гропиус, и. Майер и др.
- Ле Корбюзье (п. Шаннаре Гри)
- Джонсон, Филипп
- Кан Луис
- Нимейер Оскар
- Саржер Рене
- Александр Гюстав Эйфель
- Зерфюсс Бернар
- Чарльз Мур
- Кендзо Танге
- Кисе Курокава (Кишо ошибочно)
- Исодзаки Арата
- Таут Бруно 1880-1938
- Пол Рудольф
- Роберт Вентури
- Музей шоссе Линкольна / Lincoln Highway Experience (проект) Жилой комплекс Дилворт Хаус (проект).
- Алвар Аалто (1898 – 1976)
- Сааринен Ээро, (1910-1961).
- Антонио Гауди 1852-1926
- Йорн Утзон (Уотсон) 1918-2008