logo
Лекции архитектура

Сааринен Ээро, (1910-1961).

Один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени. В ранних работах прослеживается приверженность к строгому рационализму, в дальнейшем архитектор перешел к поискам символической выразительности архитектурной формы, ее утонченной индивидуализации и романтической экспрессии. Постоянно экспериментируя, он не выдвинул собственного устойчивого творческого метода, но его поиски символической образности оказали значительной влияние на развитие архитектуры США после 1960 г.

Сааринен занимал доминирующее положение в американской архитектуре послевоенного времени. Уже в первом его крупном послевоенном проекте, техническом центре «Дженерал-Моторс» в Уоррене, Мичиган, наметился разрыв с прямолинейностью «интернационального стиля» Мис ван дер Роэ. С произведениями отца его сближали тяготение к индивидуализму, символизму и романтизму, уравновешенность масс и чистота линий. Его аэропорты сравнивали с летящими птицами, стадионы — с восточными храмами. В поисках нового экспрессионизма Сааринен провозгласил, что «в нашей деятельности за всякой логической целью кроется эмоциональная первопричина». Пропагандировал использование нетрадиционных материалов, таких как керамика и алюминий. Использовал перекрытия-оболочки: здание терминала TWA в аэропорту Кеннеди, хоккейный стадион Йельского университета, главное здание аэропорта Вашингтона.

Основные работы — Смитсоновский институт в Вашингтоне, хоккейный каток Йельского университета, посольство США в Лондоне, аэропорт им. Даллеса близ Вашингтона. Сааринен способствовал продвижению карьеры таких видных архитекторов, как Йорн Утзон и Роберт Вентури.

Арка в Сент-Луисе Терминал TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962

Аэропорт имени Даллеса близ Вашингтона North Christian Church, Columbus, Indiana

 Рем Колхаас, родился в 1944 г.

Современный голландский архитектор, теоретик деконструктивизма. В 1975 г. основал архитекторское бюро ОМА, в котором начинала свою карьеру Заха Хадид. Среди наиболее крупных проектов — Парк де ла Вилетт в Париже (1982), Роттердамский художественный музей (1992), музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе (2002), посольство Нидерландов в Берлине (2003), бутики Прада в США (2003), центральная библиотека Сиэтла (2004), концертный зал в Порто (2005). Консультирует Эрмитаж в связи с реконструкцией Главного штаба. Лауреат Притцкеровской премии. Параллельно с архитектурным проектированием, Рем Колхас пишет статьи и книги о роли архитектуры в современном мире, а также преподает в Гарвардском университете.

Рем Колхас (Rem Koolhaas). Посольство Нидерландов в Германии, Берлин, 2001 — 03 

Рем Колхас (Rem Koolhaas).Центр McCormick Tribune Иллинойского технологического института,США, 2003. 

Рем Колхас. Центральная библиотека, Сиэтл, Вашингтон, США, 2004 г. 

97. Соттсасс, Этторе.

Выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ "итальянской альтернативы" в дизайне.  Его студия вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана. Одновременно Соттсасс зарабатывает репутацию "серьезного" промышленного дизайнера своими проектами для фирмы "Оливетти" (Olivetti), в которой начал работать с 1958. За двадцать лет сотрудничества с Olivetti Соттсасс создал немало прекрасных вещей, многие из которых стали знаковыми - калькулятор Logos 27 (1963) , печатных машинок Praxis 48 (1964), Valentine (1969). Портативная пишущая машинка Valentine изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно-желтыми бобинами - и из орудия труда превратилась в инструмент для творчества. В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. Сегодня самую любимую машинку секретарш, уже не встретишь, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Valentine стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса.  Одним из самых выдающихся его проектов для Olivetti была Elea 9003 - электронно-вычислительная система (1959), за дизайн которой Соттсасс был награжден премией Compasso d'Oro (Золотой циркуль). Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Соттсасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. Ввёл систему цветов, разделяющих операционные зоны. Корпуса машин облачил в большие полированные листы алюминия, подойдя к соотношению объёмов с позиций архитектуры. Важным, гибким и экономичным нововведением Соттсасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху.

Портативная пишущая машинка Valentine Система полок Carlton cabinet, 1981.

98. Заха Хадид.

Британский архитектор арабского происхождения, ученица Рэма Колхааса, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Прицкеровской премией. Начиная с 1983 года, когда работа Хадид победила на конкурсе проектов клуба в Гонконге, она считается одним из самых известных современных архитекторов

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 1993 году, идеи Захи Хадид становятся по-настоящему востребованными.

Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью — усиления внутреннего движения и деформации — Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

Кроме работы с крупными формами, Заха Хадид создаёт инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Её работы есть во многих музейных коллекциях — таких, как  MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха Хадид (Zaha Hadid Architects). Пожарная часть «Витра» Заха Хадид. Центр современного искусства

Вайль-на-Рейне, Германия, 1990—1994 Розенталя в Цинциннати, США, 1997—2003. 

Заха Хадид (Zaha Hadid Architects): Innovation Tower, School of Design Development, Hong Kong Polytechnic University (PolyU), Hong Kong, 2007—2011

Заха Хадид (Zaha Hadid Architects): Pierres Vives building (библиотека, архив, офисные помещения), Montpellier, France, 2002— 

Заха Хадид (Zaha Hadid Architects): Maggie's Fife at the Victoria Hospital, Kirkaldy, Scotland, UK, 2001—2006 

99. Либескинд Даниэль, родился в 1946 г.

Американский архитектор-деконструктивист. (Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.). Даниэль Либескинд получил архитектурное образование в Эссекском университете. Изучал музыку в Израиле. Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85). В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1993). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.

Еврейский музей в Берлине, 1993

Королевский музей Онтарио в Торонто, 2007 Имперский военный музей в Манчестере, 2001

Музей современного искусства (MAC), Милан, Италия, 2008

Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского

Музея Онтарио Торонто, Канада, 2007

100. Джон Норман Фостер, родился в 1935 г.

Современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга. В своих проектах он использует открытые эстетизированные пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободных пространств и изысканную деталировку.

Справедливости ради надо сказать, что не всех восхищают архитектурные творения выдающегося зодчего современности. Смелое вторжение Фостера в исторические застройки мировых столиц не находит понимания у консервативной части граждан. Последние не без основания опасаются разрушения веками складывавшегося облика старинных городов.

Комплекс по адресу Мэри-Экс 30, Ночной вид Лондона с Hearst Tower в Нью-Йорке

(19972004) размещает главный офис с «огурцом» Мери-Экс 30.

страховой компании «Swiss Re»

Купол Рейхстага в Берлине Факультет права,Кембриджский университет,

Великобритания, 1995.

101. Саньтьяго Калатрава, родился в 1951 г.

Современный испанский архитектор, инженер и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". В своем творчестве испытал влияние ле Корбюзье. Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который посчитали необходимым отметить 12 университетов Европы и Америки, присвоивших испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы - профессии скульптора.

Художественный музей в Милуоки, США, 2001  Turning Torso («Скрученное туловище»)

в Мальмё, Швеция. 54 этажа. 2005 г.

Вид со стороны пролива Эресунн

Аудиторио Тенерифе, 2003. Bodegas Ysios, Винные склады. Алава,

Испания (1998 - 2000).

.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4