logo
Лекции архитектура

Йорн Утзон (Уотсон) 1918-2008

Датский архитектор.

Учился в Копенгагенской школе архитектуры (1937-42), проходил шестимесячную стажировку у Алвара Аалто (1946), изучал работы шведа Эрика Гуннара Асплунда. Во время международного конкурса на строительство Оперного театра в Сиднее (1957) великий Эро Сааринен настоял на том, чтобы победителем был объявлен экспрессивный проект, представленный малоизвестным Утзоном. Архитектор объяснял, что на создание проекта его вдохновили полусферические очистки апельсина, из которых можно составить полную сферу.

Во время строительства здания возникло немало сложностей, которые вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. В знак протеста он в 1966 г. вышел из проекта, после чего созданием интерьера занимались местные, австралийские специалисты. Хотя Утзон мало строил в последующие годы, за свой проект Сиднейского театра он получил множество наград и премий (в том числе Притцкеровскую премию за 2003 год), а в 2007г. стал первым архитектором, чей проект был прижизненно объявлен памятником  Всемирного наследия.

Помимо Сиднейского оперного театра Утзоном был осуществлён ещё ряд построек, преимущественно в Дании. Среди его зарубежных работ — здание Национальной Ассамблеи Кувейта. Кроме того, в 2006 г. с участием королевы Елизаветы II была открыта пристроенная к зданию театра западная колоннада, спроектированная Утзоном в поздние годы без выезда в Австралию; архитектора представлял на церемонии его сын. Йорн Утзон умер во сне утром 29 ноября 2008 года, так и не побывав в Австралии и не увидев завершённого оперного театра.

Сиднейский оперный театр. Начало строительства 1957-58 гг. Окончен недавно.

Вид на оперный театр и столицу Австралии ночью со стороны рейда кораблей.

  1. Френк О’Гэри, родился в 1929 году.

Один из самых смелых и шокирующих архитекторов современности, проектирующий в стиле, близком к деконструктивизму. Его деконструктивизм - это распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов. Его почерк неофициален, полон противоречий и эфемерности, непретенциозности и жесткости.

С 17 лет живёт в Лос-Анджелесе, где с 1967 заведует собственным архитекторским бюро. В 1950-е и 1960-е гг. находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта. Обратился кпостмодернизму в 1978 г., остроумно перестроив собственный особняк 1920-х гг. постройки. В 1989 году был удостоен Притцкеровской премии.

Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также «танцующий дом» в Праге (1995). Гораздо менее тёплый приём ожидал спроектированный Гери по заказу Пола Аллена музей музыки в Сиэтле (2000).

Но на самом деле многие его проекты скорее иллюстрация того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению» и деформации внешней и внутренней оболочек, вроде того, что делает американский SITE). Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать базовые ее принципы. Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, - и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм - это распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов.

МузейГуггенхейма в Бильбао (1997)

Музей музыки в Сиэтле

Концертный зал имени Уолта Диснея

Художественный музей Вейсмана Корпус Массачусетского

технологического университета

«Танцующий дом» в Праге

109

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4