Голосов, Илья Александрович
Советский архитектор. Стилистика архитектуры: Неоклассицизм. Конструктивизм. Символический романтизм. Основные архитектурные объекты и проекты: Конкурсный проект Дворца Труда в Москве; проект Дома текстилей в Москве; проект Русгерторга; проект Электробанка в Москве; проект московского телеграфа (совместно с Б. Улиничем); Дворец труда в Ростове-на-Дону; Смоленский рынок; дом общества «Динамо»; Дом трестов военной промышленности; кинофабрика в Москве; гостиница в Свердловске; перекачивающая станция Азнефть; ткацкая фабрика в Вязниках (совместно с Б. Миттельманом и инж. С. Прохоровым); здание Облпотребсоюза в Иванове-Вознесенске (1929—1930); жилой комплекс в Иваново-Вознесенске; типовой проект жилкомбината в Сталинграде; проект Большого синтетического театра в Свердловске; жилой дом на Яузском бульваре в Москве.
Интерес к формообразованию в архитектуре, а также стремление уйти от избыточных деталей, выявить структуру здания привели И. Голосова к конструктивизму. С середины 1920-х гг. он создает множество проектов, выполненных в конструктивистском стиле. И. Голосов участвует в архитектурных конкурсах, неоднократно завоевывая первые премии. В своих проектах он сплавляет в единое целое крупные формы с простой геометрией (куб, параллелепипед и цилиндр), длинные плоскости фасадов разбивает переплетами окон, придавая зданиям легкость и элегантность.
Четко выявленный каркас и обильное остекление начиная с 1925 года становятся характерными для проектов И. Голосова. Перейдя на позиции конструктивизма, И. Голосов один за другим создает первоклассные в художественном отношении проекты, оказав значительное влияние на распространение этого творческого течения во второй половине 20-х годов.
Проект перекачивающей станции Азнефть Илья Голосов.
1928. Архитектор Илья Голосов Жилой дом на Яузском бульваре в Москве.
В 1930-х гг. И. Голосов начинает ощущать недостаточность выразительных средств современной архитектуры. Он обвиняет конструктивистов в том, что, забывая о необходимости сочетать объемное и плановое решение с функциональными и социально-художественными качествами, не умея владеть крупной формой, они загромождают ее ненужными и случайными деталями. И. Голосов решительно порывает с конструктивизмом, вновь обращаясь к неоклассицизму. И хотя он по-прежнему использует крупные, монументальные формы, обладающие четко организованными конструктивными элементами, его композиционные построения становятся более симметричными и уравновешенными.
В этот период архитектор стремится работать на основе принципов классической архитектуры, формирующих массив здания, однако он отказывается от использования специфических ордеров и деталей. В соответствии с этими концепциями И. Голосовым спроектирован жилой дом на Яузском бульваре в Москве. Это массивное сооружение с подчеркнутым горизонтальным членением фасада несет множество деталей, характерных для классической архитектуры – пилястры, консоли, карнизы, тем не менее, специально отличающиеся от своих классических прототипов. В срезанной угловой части здания находится высокая арка, по бокам которой располагаются выступы со скульптурами (скульпторА. Зеленский). Нижний цокольный этаж предназначен для магазинов и столовой, прочие этажи, которые завершаются мощным карнизом, жилые.
Здание клуба им. Зуева. Москва. 1927-1929. Архитектор Илья Голосов
- Именной указатель
- Аристид Фиванский
- Агесандр
- Пракситель
- Калликрат
- Поликлет
- Мнезикл
- Витрувий Поллион
- Аполлодор Дамасский
- Анфимий из Тралл
- Постник, Барма
- Альберти Леон Батиста
- Палладио Андреа
- Сансовино
- Браманте
- Микелоццо
- Фиораванти, Аристотель
- Постник и Барма
- Еропкин Петр Михайлович
- Киавери
- Матарнови
- Растрелли, Бартоломео
- Трезини, Доменико
- Чевакинский Савва Иванович
- Валлен Деламот
- Тома де Томон
- Карл Иванович Росси
- Джакомо Кваренги
- Антонио Ринальди
- Стасов Василий Петрович
- Старов Иван Егорович
- Захаров Андреян Дмитриевич
- Воронихин Андрей Никифорович
- Монферран Огюст
- Тон Константин Андреевич
- Штакеншнейдер Андрей Иванович
- Шехтель, Федор (Франц) Осипович
- Щуко, Владимир Алексеевич
- Гельфрейх Владимир Алексеевич
- Щусев, Александр
- Косяков Василий Антонович
- Лидваль Федор Иванович (Фредрик) Иванович
- Алексе́й Фёдорович Бубы́рь
- Васильев Николай Васильевич
- Бенуа Николай Леонтьевич (1813–1898)
- Бенуа Леонтий Николаевич
- Белогруд Андрей Евгеньевич
- Фомин Игорь Ивановмч
- Никольский Александр Сергеевич
- Ладовский Николай Александрович
- Мельников. Константин Степенович
- Леонидов Иван Ильич
- Яков Чернихов
- Бурлюк Давид Давидович
- Алабян Каро Семенович
- Буров Андрей Константинович
- Шухов Владимир Григорьевич
- Гинзбург Моисей Яковлевич
- Оль Андрей Андреевич
- Голосов, Илья Александрович
- Лансере Евгений Евгеньевич.
- Гимар, Эктор
- Чарльз Рени Макинтош
- Салливен Луис Генри
- «Баухауз»: Тео ван Дусбург, Людвиг Мис ванн дер Рое, Вальтер Гропиус, и. Майер и др.
- Ле Корбюзье (п. Шаннаре Гри)
- Джонсон, Филипп
- Кан Луис
- Нимейер Оскар
- Саржер Рене
- Александр Гюстав Эйфель
- Зерфюсс Бернар
- Чарльз Мур
- Кендзо Танге
- Кисе Курокава (Кишо ошибочно)
- Исодзаки Арата
- Таут Бруно 1880-1938
- Пол Рудольф
- Роберт Вентури
- Музей шоссе Линкольна / Lincoln Highway Experience (проект) Жилой комплекс Дилворт Хаус (проект).
- Алвар Аалто (1898 – 1976)
- Сааринен Ээро, (1910-1961).
- Антонио Гауди 1852-1926
- Йорн Утзон (Уотсон) 1918-2008