Преобразования Петра Первого в области культуры, образования и просвещения.
Объективная обусловленность преобразований Петра I в социокультурной сфере. Их направления: модернизация жизненного уклада, преодоление «ветхозаветности», сближение с европейской практикой, утверждение государственного управления культурой. Специфика российского перехода в культуру Нового времени: стремительность, прагматические подходы, «революция сверху», регламентация, диктаторские методы и демократические последствия.
Социокультурные аспекты и последствия государственных, социальных, экономических, военных реформ. Секуляризация культуры. Формирование новой концепции личности.
Приоритетный характер школьного дела, распространения знаний. Создание светской школы. Зарождение профессионального обучения. Образование дворянства. Возникновение механизма распространения знаний: выпуск учебно-просветительской литературы, газета, гражданская печать, практика пенсионерства.
Развитие исследовательской деятельности. Учреждение Академии наук. «Обмирщение» общественной мысли. «Ученая дружина» - обоснование абсолютизма, просветительские тенденции. Ф. Прокопович - писатель, идеолог секуляризации, теоретик раннего классицизма. Зарождение экономической теории, В. Татищев, И. Посошков.
Организация специализированных социокультурных учреждений - музей, открытый театр, публичная библиотека, книжные лавки, типографии.
Интенсивная дифференциация отраслей культуры, формирование самостоятельных видов творческой деятельности - светская живопись, скульптура, графика, танцевальная и духовая музыка, садово-парковая культура, жилые интерьеры.
Новации в градостроительной практике. Возведение Петербурга, ансамблевая застройка. Петергоф. Новая столица - материализованный облик Нового времени. Начало Петербургского периода в истории русской культуры.
Новые веяния в культуре быта, общения, жизненном укладе. Ассамблея - новое в досуге, его содержании. Массовые праздники, культ земных радостей. Домашнее музицирование. Потребность в этико-прикладных работах, «Юности честное зерцало».
Последствия петровских реформ в культуре. Создание предпосылок для формирования крупных областей социокультурной деятельности - научные исследования, журналистика, профессиональное образование, организация досуга, музейное дело, архивное дело. Возникновение двух уровней культуры - для «верхов» и «низов». Выравнивание общеевропейского культурно-исторического процесса. Оценка петровских нововведений современниками и потомками.
-
Содержание
- Содержание дидактических единиц
- Периодизация истории музейного дела
- Коллекционирование и формирование музеев в эпоху Возрождения
- История и коллекции крупнейших музеев Европы.
- Кунсткамера – первый российский музей. Ее роль в истории музейного дела.
- Проекты организации национального музея России в первой половине XIX века.
- Развитие частного коллекционирования в России во второй половине XIX в. И его вклад в развитие музейного дела.
- Государственный Эрмитаж. История и состав коллекций.
- Государственный Исторический музей. История и современность.
- Развитие музееведческой мысли в первой трети XX века.
- Музеи и музейные комплексы Тюменской области. История и особенности деятельности в современных условиях.
- Музей как социокультурное явление.
- Определение музееведения. Структура, объект, предмет, метод
- Музейный предмет теоретическом контексте музееведения.
- Социокультурные функции музея.
- Теория документирования и её роль в музейной деятельности.
- Теория тезаврирования и ее роль в музейной деятельности.
- Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея ххi в.
- Музей как учреждение культуры. Типология и классификация музеев.
- Основные направления деятельности современного музея.
- Классификация, систематизация и интерпретация музейных предметов.
- Музейная экспозиции как знаковая система.
- Проектировочный подход в создании экспозиции.
- Сюжетно-образный метод проектирования экспозиции.
- Выставка как феномен музейно-экспозиционной деятельности.
- Модернизация музейных экспозиций как особый случай проектирования.
- Научное комплектование музейных фондов.
- Особенности комплектования этнографических коллекций.
- Учет музейных фондов.
- Научная инвентаризация музейных коллекций.
- Система хранения музейных фондов.
- Государство и охрана памятников истории и культуры в XVIII-начале XX в.
- Государственная централизованная система охраны памятников истории и культуры в советский период и постсоветское время.
- Историко-культурное наследие и историческая культура общества.
- Научные общества и охрана памятников истории и культуры в XIX-начале XX в.
- Общественные организации и историко-культурное наследие в XX-начале XXI в.
- Классификация памятников истории и культуры.
- Формы и методы использования памятников памятников истории и культуры.
- Охрана памятников в царской России.
- Охрана памятников в ссср.
- Законодательство рф об охране памятников (1992 – нач. Ххi в.).
- Языческая культура древних славян.
- Культура Киевской Руси X–XII вв.
- Принятие христианства: значение исторического выбора. Византийское влияние в культуре Древней Руси.
- Русская культура в XIV–XV вв.: содержание культурного феномена.
- Культурный переворот в начале XVIII в. Основные черты культуры Нового времени.
- Преобразования Петра Первого в области культуры, образования и просвещения.
- Своеобразие российского Просвещения во второй половине XVIII в.
- Русская культура в первой четверти XIX в. Н.М. Карамзин, а.С. Пушкин, н.В. Гоголь. Становление русской классической литературы.
- Русская культура в середине XIX в. А.И. Герцен. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.
- Особенности развития отечественной культуры в пореформенный период. Творческие объединения художников, музыкантов.
- Идеалы и герои классических произведений во всех жанрах художественного творчества во второй половине XIX столетия.
- Российское меценатство второй половины – XIX начала хх века.
- «Серебряный век» русской культуры. Философские, психологические и художественные идеи «нового искусства».
- Революция и культура. Начало «культурной революции».
- Культура в ссср в 20–30-е годы хх в.
- Культура в годы Великой Отечественной войны.
- Духовная «оттепель» 1950–1960-х годов. Противоречивость процесса. Творчество а. Твардовского, а. Солженицына.
- Культура ссср в 1970–1980-е годы. Диссидентство. Правозащитное движение. Феномен а.Д. Сахарова.
- Тобольск – исторический и культурный центр Сибири.
- Современная культура Тюменского края.