Искусство додинастического периода (4 тыс. До н. Э.) и раннего царства (3000-2800 до н.Э.).
Одни из первых дошедших до нас памятников искусства – керамические сосуды, обычно декорированные орнаментом. Наиболее часто встречаются изображения плывущих ладей, стилизованных животных и птиц. Древняя стенопись этого периода сохранилась в гробнице вождя в Иераконполе. Найдены памятники малых форм: ритуальные ножи, палетки и другие предметы.
Палетки – изначально пластинки для растирания красок, стали иметь культовое значение. В центре палетки – круглое углубление, композиционный, ритмический центр, соотносится с солярным культом.Большенство палеток имеет щитообразную форму. На «Палетке с шакалами» (4 тыс. до н. э.) пальма в центре – символ священного Древа Жизни. На «Палетке фараона Нармера из Иераконполя» (около3000 до н. э.) проявились основные закономерности изображения (целостная фигура человека, предопределенная верой в переселение души, двойника Ка, сущности Ба; фризообразность – изображение фигур по регистрам, разномасштабность фигур, соразмерность).
В это время складываются древние города Мемфис, Он (Гелиополь), Абидос. Противостояние Верхнего и Нижнего Египта нашло отражение в мифе как соперничество двух богов Гора (покровителя Верхнего Египта) и Сета (покровителя Нижнего Египта).
Согласно египетскому мифу бог плодородия Осирис, женой которого являлась Исида, был царем Египта, научил людей возделывать землю. Он был убит старшим братом Сетом, олицетворением мрака и зла. Сын Осириса Гор (светлый сокол) вызвал Сета на поединок и победил его. Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис не вернулся на Землю, он стал господином царства Мертвых. Наследником его на Земле, царем живых, стал Гор. Гор соотносился с Солнцем, с животворящим солнечным светом.
Другой миф говорил о том, что из первобытного хаоса Нун возник прародитель богов Атум, давший начало 9 богам. Внутри египетского пантеона боги группируются или по принципу парности (бог-богиня – супружеская чета) или по триадам.
В это время идет сложение правил композиции, иконографии, пропорциональности изображений. Эти правила названы канонами, они приводили в соответствие все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись.
Основные строительные материалы – кирпич-сырец, дерево, глина, тростник. Обряд мумификации еще не совершенен, поэтому в гробницу обязательно помещают статую. Иногда фараоны имеют несколько захоронений, ложные именуются кенотафами. Начинают строиться мастаба – прообразы будущих пирамид – гробницы с прямоугольным основанием и наклонными стенами, возникающими в результате укрепления земляного холма. На восточной стене мастаба обычно изображалась ложная дверь, через которую двойник покойного Ка мог выходить из гробницы и возвращаться обратно.
- Виды искусства, жанры, стили.
- Первобытное искусство.
- Искусство Древнего Египта.
- Искусство додинастического периода (4 тыс. До н. Э.) и раннего царства (3000-2800 до н.Э.).
- Древнее царство (2800-2300 до н.Э.).
- Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.Э.).
- Новое царство (1800/1600-1100 до н.Э.);Позднее царство (1100-400 до н.Э.).
- Искусство Передней Азии. Искусство Двуречья. Ассирия Нововавилонское искусство. Искусство Ахеменидского Ирана.
- Искусство Американских цивилизаций. Доколумбовая эпоха. Ацтеки. Майя. Инки.
- Эгейское искусство. Троя. Крит. Тиринф. Микены. Искусство Греции. Гомеровская Греция. Архаика.
- Искусство периода классики Древней Греции. Эллинистическая Греция.
- Искусство Этруссии. Искусство Рима. Раннехристианское искусство.
- Искусство Средних веков. Искусство Византии.
- Средневековое искусство Европы. Романское искусство. Готика.
- Искусство Ближнего и Среднего Востока.
- Искусство Индии и Юго-Восточной Азии.
- Искусство Китая и Японии. Искусство Китая.
- Искусство Японии.
- Искусство Северного Возрождения.
- Искусство XVII века. Стиль барокко.
- Национальные художественные школы XVII в.
- Искусство XVIII века. Рококо.
- Италия.
- Искусство XIX в. Классицизм. Романтизм. Реализм.
- Архитектура XIX в. Классицизм, ампир, эклектика.
- Импрессионизм. Постимпрессионизм. Неоимпрессионизм. Особенности композиции и техники.
- Искусство XIX в. Германии, Бельгии. Искусство Восточной Европы.
- Символизм. Стиль Модерн.
- Искусство сша XIX-XX вв.
- Лекция Течения и стили авангарда. Изобразительное искусство XX века.
- Лекция Архитектура xXв. Основные направления и стили.
- Современное искусство. Музеи и картинные галереи мира.