logo search
История искусства

14 Открытие гробницы Тутанхамона.

Тутанхамон  самый молодой правитель в истории Древнего Египта. Он был двенадцатым и последним фараоном 18-й династии Нового царства, самой могущественной и богатой из всех, когда-либо правивших Египтом, муж одной из дочерей Эхнатона  знаменитого фараона-реформатора.

Тутанхамон, умерший 18 лет от роду от непонятной болезни, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас не разграбленным.

П о черепу мумии три независимые лаборатории в Египте, Франции и США с помощью компьютерной томографии получили очень схожее изображение облика юного фараона

Он взошел на престол в возрасте 9 лет и не оставил скольконибудь значительного следа в истории Египта; нам известно лишь, что в его царствование в стране начался процесс реставрации старых религиозных культов, которые в правление Эхнатона были отвергнуты ради верховного солнечного божества  Атона. Тутанхамон, чье имя первоначально звучало как «Тутанхатон», изменил его, подчеркнув тем самым свое стремление к возрождению древнего культа Амона. В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора Эхнатона. Благодаря военачальнику Хоремхебу Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследникасына. Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона 20-й династии Рамсеса VI (ум. 1137 г. до н.э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном  богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки. Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий XX века. Однако нельзя забывать, что мы имеем дело с погребением 18-летнего фараона, не успевшего совершить ничего значительного в египетской истории, равного тому что сделали великие фараоны, такие как Тутмос III или Рамсес II.

Г робница Тутанхамона в Долине Царей

Известны слова (оварда Картера: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем суверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

С финкс Тутанхамона. Луксор

О смерти Тутанхамона и несметных сокровищах, обнаруженных в его гробнице, написано очень много, но крайне мало известно о его жизни. Зато мы знаем, как выглядел юный фараон, так как остались несколько его скульптурных портретов. Один из них, высотой около двух метров, хранится в музее города Чикаго. Еще одно изваяние находится в парижском Лувре, а сфинкс с лицом Тутанхамона обнаружен в 1989 году в одном из древних храмов Луксора. Открытие в храме Луксора Археологов очень беспокоит состояние исторических памятников в Египте, которые постепенно разрушаются. В 1989 году исследуя причины, вызывающие разрушение исторических памятников в Луксоре, специалисты разобрали каменный пол храма в Луксоре. 

Г алерея статуй, найденных под полом в храме Луксора

Предполагалось на этом месте пробить шурф до уровня воды в реке Нил, чтобы выявить в составе почвы минералы, оказывающие разрушительное воздействие на памятник. Когда рабочие выкопали полутораметровую яму, их лопаты наткнулись на чтото твердое. Подслоем глины и ила была обнаружена статуя. Это был хорошо спрятанный тайник! Из тайника археологи извлекли 26 хорошо сохранившихся статуй, захороненных здесь, очевидно, в начале V в. н.э., когда римские легионеры стали использовать храм для отправления своего культа. В частности, археологи нашли статую строителя храма Аменхотепа III, выполненную из розового кварцита, и еще пять статуй в натуральную величину изображавшие того же Аменхотепа III и фараона Хоремхеба, преклонивших колени перед богинями Ахтор и Иунет. На глубине четырех с половиной метров обнаружен немного поврежденный сфинкс Тутанхамона и еще 20 статуй. Сегодня статуи экспонируются в музее Луксора.

А ллея Сфинксов

В Каирском музее хранится уникальная стела, Надпись на ней повествует о том, что Тутанхамон провел религиозную реформу отказавшись от монотеистической религии, которую ввел его предшественник, Эхнатон, который, покинув столицу Фивы, построил в Среднем Египте новую столицу  Ахетатон, что значит «город Атона». В результате религиозной реформы Египет должен был превратиться в тоталитарную державу Таким образом Эхнатон, видимо, пытался  удержать завоеванные  его предшественниками земли под единым началом и сломить власть старой знати и жречества, тесно связанных с культом АмонаРа. Нововведение вызвало недовольство жрецов. Сменивший Эхнатона фараон Сменкаре, проводивший политику предшественника, правил всего два года и умер насильственной смертью. И тогда жрецы бога Амона возвели на трон юного Тутанхатона, поставив ему условие отказаться от религиозной реформы Эхнатона, Он согласился и в 1336 г до н.э. изменил свое имя на Тутанхамон I, снова ввел многобожие и возвратился к поклонению Амону Столица вернулась в Фивы, Ахетатон был разрушен, За это деяние Тутанхамон получил всенародное одобрение и благодарность правящей элиты, что, скорее всего, и объясняет великолепие его захоронения. Аллея сфинксов В югозападной части Долины Царей есть аллея сфинксов, которая ведет к храму Карнака. Длина аллеи составляет два километра, при этом сфинксы, расположенные с южной стороны, в хорошем состоянии, поскольку на протяжении тысячелетий хранились под землей. Сфинксы на северной стороне сохранились плохо, так как подверглись воздействию окружающей среды. Многие скульптуры были найдены во время раскопок в 1991 г по инициативе египетского Департамента древностей.

Х рам богини Мут. Луксор

Если идти по аллее сфинксов в другую сторону придешь к недавно открытому храму богини Мут  большому, но еще малоизученному археологами. Место раскопок указала статуя богини Секмет, выступавшая из песка. По мнению ученых, аллея сфинксов была построена по приказу Тутанхамона. Гробница вельможи Одним из наиболее известных вельмож Тутанхамона был его казначей Майя. Гробница этого царедворца была обнаружена в Саккакре более 100 лет тому назад немецкими археологами. Статуи казначея и его жены находятся в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды). К сожалению, археологи того времени больше интересовались поиском сокровищ, чем исторических памятников, поэтому не оставили никаких указаний относительно расположения гробницы. Позже песчаные бури засыпали захоронение Майя и следы гробницы снова были утеряны.

С татуя казначея Майя и его жены. Лейден

В 1986 году археологическая экспедиция случайно наткнулась на потерянную гробницу Ученые обнаружили ступени, ведущие в нижнюю часть гробницы. Там уже не было никаких ценностей, но ученые узнали коечто новое, Мне довелось посетить музей в Лейдене вскоре после повторного открытия гробницы Майя, и я сделал снимок его статуи. На обратной стороне статуи есть надпись, гласящая, что могила его утеряна, но, возможно, будет найдена вновь. Надежды ученых оправдались. Смерть Тутанхамона Ученые до сих пор гадают, почему Тутанхамон, пользовавшийся всеми благами тогдашней цивилизации, умер так рано. Рентгеновское обследование мумии Тутанхамона, сделанное в конце 1960х годов, показало, что на его черепе в районе левого уха имеется повреждение, которое могло быть результатом сильного удара. Предполагалось, что он мог получить ранение в сражении или при падении с колесницы. Эта версия возникла потому, что на одной из стенок сундука, в котором находились сокровища Тутанхамона, фараон изображен на боевой колеснице во время сражения. На мой взгляд, подобное предположение имеет мало оснований, так как нет упоминаний о том, что Тутанхамон участвовал в какихлибо сражениях. Более вероятно, что художник изобразил Тутанхамона в образе полководца в дань традиции.

Т утанхамон на колеснице

Другая версия  убийство. Но этот факт также не встречается в письменных источниках. Подобным образом можно было бы предположить, что он просто упал с лестницы и ударился головой о ступеньку Какой бы ни была причина смерти юного правителя Египта, остается непреложным факт, что умер он безвременно, Из египетских письменных источников нам известно, каким образом было забальзамировано тело Тутанхамона. Мумифицирование производили по общепринятому методу После извлечения внутренностей тело поместили в натриевый щелок на 40 дней и еще 30 дней оплакивали умершего, пока врачи завершали бальзамирование его тела. Подобный процесс бальзамирования упомянут в Библии в связи с захоронением патриарха Иакова, отца Иосифа, управителя Египта. «И повелел Иосиф слугам своим  врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт 50:2,3). Гробница Тутанхамона Пока происходило бальзамирование, подготовили гробницу Строили в спешке, о чем говорит грубая отделка стен и потолков. Помещение гробницы не поражает ни размерами, ни оформлением. Изза внезапной смерти фараону просто не успели подготовить достойное место упокоения. По сравнению с другими царскими захоронениями в Долине Царей гробница Тутанхамона самая скромная и как будто

Ф рагмент росписи гробницы Тутанхамона

незавершенная. К входу в гробницу ведут 16 ступеней, за каменной дверью наклонный коридор, который приводит к еще одной двери, За ней расположены четыре небольшие комнаты, и только одна из них  погребальная камера  украшена росписями, По окончании погребального обряда, когда сокровища были размещены в комнатах, вход закрыли каменной дверью и опечатали. Перед входом поставили две статуи Тутанхамона из черного дерева, которые должны были охранять гробницу. Коридор завалили обломками камней, внешний дверной проем заложили кирпичом, заштукатурили и опечатали. Лестницу также засыпали камнями. И Тутанхамон остался в своей гробнице на вечное обитание. Раскопки в Долине Царей Впервые пять захоронений фараонов обнаружил в 1817 году итальянский археолог Белзони Джованни Баттиста, проводивший поиски в Долине Царей. Одна из интереснейших гробниц Долины Царей, которую открыл Белзони,  гробница Сети I. Гробница имеет протяженность более 120 метров и уходит в глубь скалы. Она необыкновенно сложна по своей конструкции и имеет богатое убранство. В 1844 году египтолог Ричард Лепсиус обнаружил в Долине Царей гробницу Рамзеса II. В 1898 году французский археолог Виктор Лоре обнаружил несколько гробниц, в том числе и гробницу Аменхотепа II,

П огребальная камера гробницы Сети I

В Долину Царей  огромный город мертвых  приезжали все новые и новые исследователи, росли горы мусора и щебня, увеличивалось количество открытых тайников и гробниц, В 1902 г разрешение на раскопки в Долине Царей получил состоятельный американец Теодор Дэвис, который вел здесь работы в течение 12 сезонов. Конечно, сам миллионер, большой любитель древностей, был дилетантом в египтологии, поэтому он привлекал опытных археологов  Артура Вейгалла, Эдварда Айртона и Говарда Картера, который принимал участие в раскопках Дэвиса и контролировал исследования как генеральный инспектор Департамента древностей в Южном Египте. В 1903 году Картер натолкнулся на гробницу Тутмоса IV, Харемхеба, затем нашел захоронения царицы Хатшепсут, родителей Тии, жены Аменхотепа III, и другие. Но все эти открытия не представляли большой ценности. После нашумевшей находки «тайника Эхнатона» (Аменхотепа II) ученые и кладоискатели все более склонялись к выводу что в Долине Царей искать больше уже нечего. В предисловии к последнему тому отчета о раскопках Дэвис писал: «Я думаю, что Долина Царей исчерпана». С ним согласился и непререкаемый авторитет в этой области Масперо. Дэвис прекратил поиски и сдал полномочия на исследования в этом районе. Говард Картер находит гробницу Тутанхамона Однако у Говарда Картера было совершенно другое мнение. Как и другие ученые, он прекрасно знал, что обнаружены захоронения всех известных фараонов 18-й династии. Не обнаружили только гробницу Тутанхамона. Но он был убежден, что она существует, ведь в некрополе не раз находили предметы с именем этого фараона, тут же располагались и гробницы его родных. В отличие от других археологов, Картер был убежден, что гробницу надо искать именно в Долине Царей.

Д олина Царей

Он уговорил лорда Карнарвона, богатого английского аристократа и любителя древностей, финансировать экспедицию для поиска гробницы, и получил разрешение на проведение раскопок в этом месте. Однако изза начавшейся Первой мировой войны Картер не смог начать работу. Раскопки начались лишь в 1919 году В течение пяти археологических сезонов Картер и его помощники тщательно обследовали каждый уголок в долине. Они расчистили от мусора большой участок долины, метр за метром приближаясь к той зоне, в которой уже не раз велись поиски. Они обнаружили множество личных вещей фараонов и их жен: тайники с погребальной утварью, даже открыли одну неиспользованную гробницу. Но гробницы Тутанхамона нигде не было. «Сезон проходил за сезоном, не принося результатов,  пишет Картер в своей книге «Гробница Тутанхамона».  Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего.  Подавленные безнадежностью поисков, мы уже начали смиряться с поражением и готовились оставить долину, чтобы попытать счастья в другом месте». В 1922 году Карнарвон решил прекратить финансирование экспедиции, однако Картер убедил лорда продлить финансирование экспедиции еще на один рабочий сезон. С большим трудом меценат согласился дать археологам еще один шанс. И Картер снова приступил к поискам гробницы. Однажды Картер обратил внимание на груду камней чуть ниже могилы Рамзеса VI. Никто не предполагал найти чтолибо значимое под этой грудой, поскольку во время XX династии рабочие, занятые на возведении гробницы Рамзеса VI, ставили здесь свои хижины, развалины которых находят до сих пор. Возможно, это была порода, которую рабочие ссыпали сюда, вырубая гробницу для фараона Рамзеса VI. В любом случае, место было единственным, где еще не велись поиски. И в последней отчаянной попытке Картер принял решение начать раскопки именно здесь. Он велел своим рабочим разобрать груду камней. К вечеру 3 ноября 1922 года камни разобрали. Придя на следующее утро, Картер почувствовал волнение. Сотрудники показали ему ступеньку, которая открылась в скальном основании. Если есть ступени, они должны кудато вести. Но куда? Картер распорядился расчистить площадку К заходу солнца следующего дня были расчищены еще 15 ступеней и каменная дверь с кладбищенской печатью. Картер прочитал надпись на печати и сразу понял, что его ждет ценная находка. Ведь никто не стал бы так тщательно запечатывать пустую могилу! Чтобы проверить свои предположения, Картер пробил небольшое отверстие в штукатурке и заглянул внутрь. За дверью оказался проход, заваленный камнями. Картер приказал снова завалить лестничный проход и телеграфировал в Лондон лорду Карнарвону чтобы тот немедленно приезжал. Карнарвон и его дочь Эвелин прибыли на место раскопок 23 ноября. На следующий день лестница, ведущая к запечатанной гробнице, снова была расчищена. Волнение археологов достигло наивысшего предела. Картер обратил внимание, что дверной проем проломан и открыт в верхнем левом углу Неужели и здесь побывали расхитители? 25 ноября рабочие взломали каменную дверь и начали расчищать проход, заваленный камнями, Перед ними открылся наклонный коридор длиной около 10 метров. Он заканчивался еще одной каменной дверью, проход к которой рабочие расчистили на следующий день. В присутствии Карнарвона Картер проделал в каменной двери небольшое отверстие. Он просунул в отверстие свечу убедился, что в помещении нет ядовитых газов, которые могли бы погасить пламя свечи. Затем включил свой фонарь и стал внимательно осматривать таинственное помещение. Сокровища гробницы Тутанхамона Несколько минут потребовалось, чтобы глаза привыкли к темноте. Сгорая от нетерпения, Карнарвон спросил у Картера: «Что вы там видите?» Археолог помедлил с ответом, а затем промолвил: «Много потрясающих вещей. Здесь повсюду блеск золота». Свет проник в усыпальницу которая простояла запертой несколько тысячелетий! То, что они нашли в гробнице, превзошло их ожидания.

Н етронутая печать третьего наоса, окружавшего саркофаг. Грабители не покушались на покой фараон

Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем были вложенные один в другой несколько саркофагов. Во внутреннем, сделанном из чистого золота, весом более 100 кг покоилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице, точно передающая облик молодого фараона. Мумия с головы до ног  была  осыпана  драгоценностями от простых золотых   предметов до зысканных ювелирных произведений. Кроме того, в гробнице нашли царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки "царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие и одежду

Г овард Картер открывает наосы, окружающие саркофаг

Восемнадцати летний фараон был похоронен с фантастической роскошью. В гробнице находились великолепные произведения искусства. Вместе с Тутанхамоном было захоронено свыше двух тысяч ценных предметов. Чтобы вынести все это наружу потребовалось 7 недель. Было зафиксировано расположение предметов в гробнице, находки внесены в каталог сделаны фотографии. Хрупкие предметы помещали в специальные контейнеры, Нить бисерного ожерелья разорвалась» но бусинки уложили в той последовательности, в которой они были найдены, чтобы впоследствии можно было снова собрать ожерелье. Странным было то, что предметы в прилегающей к погребальной камере комнате беспорядочно разбросаны. Это затрудняло осмотр и транспортировку За исключением сокровищ, которые заботливо были уложены в погребальной камере, все другие предметы оказались хаотично разбросаны. Картер предположил, что расхитители пробрались в гробницу сразу после захоронения. Пытаясь найти  мелкие  вещи,  которые  можно было бы без труда вынести, они в спешке разбросали то, что им не было нужно. Вполне возможно, что беспорядок дело рук расхитителей. Однако более вероятно, что подобное расположение предметов  часть погребального обряда, принятого на Востоке. Гробницу все равно должны были запечатать, чтобы никто никогда не увидел ее содержимого. Работу замедляло еще и то, что некоторые крупные предметы были внесены в гробницу по частям и собраны уже внутри, так как дверной проем был слишком узким. Чтобы вынести ложе огромного размера, приснова разделить его на части. Со временем части предметов практически так крепко склеились, что потребовалось немало усилий, чтобы разобрать их на части и поднять на поверхность. Некоторые крупные предметы так и остались в разобранном виде. Например, две позолоченные колесницы. Согласно бытовавшим представлениям, Тутанхомон сам мог собрать свою колесницу.

Интерьер гробницы

Об этой уникальной находке издано много прекрасных книг с фотографиями фантастических сокровищ гробницы, сняты художественные и документальные фильмы. А посетители Каирского музея могут посмотреть собственными глазами на несметные богатства, которые положили рядом с умершим Тутанхамоном его современники, веря, что все это ему обязательно пригодится.

Т ретий, внутренний, саркофаг фараона Тутанхамона из золота

При всей масштабности этой находки ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.

С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в поисках знаний. В долину Нила привозили больных и расслабленных, так как египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но прежде Египет – страна каменных чудес манил своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Пока корабли медленно двигались вдоль нильских берегов, перед восхищёнными путешественниками вздымались из жёлтых песков “рукотворные горы” - пирамиды тянулись к небу, каменные стены обелисков, проплывали, тревожа воображение, таинственные сфинксы, прямо над водой нависали вырубленные в скалах храмы. Не было другой страны столь же богатой памятниками, и финикийские мореплаватели, посетившие многие земли, именно Египет называли “родиной искусства”. В Египте чрезвычайно рано появился заупокойный культ, основанный на вере в загробную жизнь, поэтому умершего родича существования в загробном мире. При раскопках древних погребений археологи находят рядом со склепами, обтянутыми иссохшей кожей, сосуды с едой и питьём, орудия труда и оружие, предметы домашнего обихода, амулеты и украшения. Найденные в древних захоронениях вещи, свидетельствующие о замечательном умении мастеров сверлить и полировать камень, резать слоновую кость, прясть лён, ковать и чеканить золото, плести циновки, изготавливать утварь из глины.

Погребения, как запечатанные кладовые, сохранили сокровища древнего искусства. Особенно много было в них глиняных сосудов – ведь сосуд для древнего человека это их посуда, и хранилище для еды, питья, драгоценностей. Архитектурная мысль, развивавшаяся поколениями зодчих, в конечном счёте, выработала простые и лаконичные формы царских гробниц; в плане пирамида представляет квадрат, её стороны – равнобедренные треугольники. Простота формы, чистота неразрывно связанного с ландшафтом силуэта делают египетские пирамиды величайшим памятником монументального зодчества. Египетская религия предполагала существование “души”, рождающейся вместе с человеком, живущей в нём и не умирающей. “Душа”, по верованиям египтян, возрождала умершего для “вечной жизни” в царстве Осириса. Но для этого необходимо было сохранить её телесную оболочку, т.е. уберечь тело от тления. Поэтому в Египте возникла мумификация. Первоначально техника мумификации была несовершенна: мумии разлагались, лишая “душу” приюта, а умершего – “вечной жизни”. Чтобы избежать этого, мумия получала замену, нетленного двойника – статую, соответствующему облику человека, обладающую сходством с ним, воспроизводящую его черты. Так, в Египте впервые в истории мирового искусства появился скульптурный портрет. Впервые искусство показало человека во всей индивидуальной неповторимости.

 

 

Очень рано в гробницах стали появляться статуи, изображающие семейные группы. В ряде гробниц были найдены различно трактованные статуи одного и того же человека. Одни из них были скульптурным портретом умершего, а другие, не воссоздавая портретного сходства, призваны изображать важного, знатного и физически сильного человека, каким желал возродиться египтян в царстве Осириса. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною солнца, фараонов – сынами Солнца. В древнем царстве почитали бога солнца Ра, в последствии Амона-ра, а в эпоху нового царства был недолгий период, когда фараон Эхнатон упразднил все культы, кроме солярного, и ввёл единобожие – поклонение всемогущему солнечному диску Атону. Воплощением солнечного божества побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно мифу, боги плодородия Осирис некогда был царём Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царём мёртвых. Наследником его на земле, царём живых, стал Гор. История Осириса есть нечто иное, как трансформация древнего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. (Из этого зерна вырос потом целый сонм умирающих и воскресающих богов в разных религиях). А Гор, возвращающий Осириса к жизни, - это животворённый солнечный свет. Интересно, как старый миф был переосмыслен в рабовладельческой монархии Египта, и как соединялась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Учёных и археологов всего мира всегда интересовали гробницы египетских фараонов, так как в них можно было найти много ценных и интересных для науки предметов. Однако погребения фараонов Древнего и Среднего царства были разграблены полностью. Долгое время не удавалось обнаружить ни одной целой царской гробницы времён нового царства. Таким образом, подлинная обстановка царских погребений древнего Египта всё ещё оставалась неизвестной. Открытие в 1922 г., гробницы Тутанхамона было одним из волнующих археологических приключений нашего века и большим событием в египтологии. Только, когда была обнаружена фараона Тутанхамона, учёные впервые смогли убедиться, с какой невероятной роскошью погребали египетских фараонов. Раскопки производились в так называемой Долине царей, на месте древних Фив, где в эпоху Нового царства находился царский некрополь. Поиски гробницы Тутанхамона велись задолго до её находки, так как ни мумия Тутанхамона, ни его гробница не были обнаружены среди других царских мумий. Здесь давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть, где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком. Вот почему так взволновались археологи, когда рано утром пятого ноября 1922 г., в одной из скал долины царей, под древними хижинами строителей гробницы Рамсеса VI, были обнаружены ступеньки, уходившие в глубь скалы. Расчищая себе путь, по этим ступенькам спускаясь, всё глубже и глубже исследователи обнаружили верхнюю часть замурованного входа, на котором они обнаружили следы древних печатей. На каждом отпечатке они отчётливо увидели шакала и девять фигур, связанных пленников – это была хорошо известная печать фиванского кладбища. Значит, после того как этот вход был запечатан начальником кладбища, никто сюда не входил. Надежда на обнаружение нетронутой царской гробницы, окрепла ещё больше, когда, расчистив до конца весь спуск, археологи нашли отпечатки с именем Тутанхамона. После того как они были сфотографированы, вход взломали. За ним оказался коридор, сплошь забитый строительным мусором. Очистив себе, путь археологи, очутились у 2-го замурованного входа, на котором на котором вновь были обнаружены следы тех же печатей. Надежда на необычайную находку крепла. Вот пробито небольшое отверстие во втором замурованном входе, рука со свечой просовывается внутрь, а глаз приникает к отверстию”. Видите ли вы, что-нибудь “– спрашивает, сгорая от нетерпения, стоящий за ним исследователь. “Удивительные вещи” - взволнованно отвечает первый. Из темноты, выхватываемые неровным светом свечи, выступали, то сваленные в груду золочёные колесницы, то странные кровати, украшенные огромными позолочёнными туловищами львов и фантастические чудовища, то две больших, в человеческий рост, статуи царя, то бесчисленные ларцы, сундуки и коробки. Вошли археологи в открытую комнату, сплошь забитую вещами. Однако гроба с мумией нигде не было видно. Тогда археологи издали внимательно осмотрели стены, подойти к ним из-за изобилия вещей они не могли. Одна стена, обратила на себя внимание учёных, в центре её цвет был иной, чем по краям, как будто в ней был когда-то вход, позднее замурованный; по углам стояли лицом друг к другу две царские статуи, точно стражи охраняющие вход. Комната была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось, пять лет. Все вещи фотографировали, нумеровали, прикасаясь очень осторожно, так как, пролежав почти 3500 лет в сухом жарком воздухе замурованной гробницы, многие из них обветшали, – истлели нити ожерелий, отдельные части деревянных предметов. Их стали переносить в спешно оборудованную в пустой соседней комнате реставрационную лабораторию. Далее было много различных ларцов и сундуков, были большие статуи и малые статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из чёрного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефами; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В одних ларцах лежали царские драгоценности – золотые литые перстни, украшенные резными камнями, ожерелья, браслеты; в других одеяния, рубашки, перчатки для стрельбы из лука, сандалии с резными украшениями из золота и фаянса в виде разных цветов. Даже ящики с едой нашли археологи под одной из кроватей: окаменевшие от времени жареные гуси, утки, окорока, засохшие плоды, хлебы печенье – всем снабдили Тутанхамона в загробной жизни. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него ещё три таких же ящика, в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золочённых гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала обмотанная мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а так же по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребенного), лицо юного фараона, нежно округлое, с пухлым ртом и большими, широко расставленными глазами, было мальчишески пленительно. Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что более удивительно, железный – изделия из железа ранее не встречались в Египте. Но особенно тронул тех, кто присутствовал при вскрытии саркофага, помещённый среди всех этих металлических сокровищ увядший венок из живых цветов. “И вновь овладело нами ощущение таинственности, благоговения перед давно минувшими, но всё ещё могущественными тайными силами, витающими над гробницей“. Ещё никогда захоронения фараонов не представали пред глазами исследователей в такой полноте и пышности. Нет оснований думать, что именно этому фараону-мальчику, не успевшему ничем себя прославить, воздавались какие-то особенно роскошные погребальные почести, - очевидно, гробницы других царей, великих завоевателей, были ещё богаче. Но они подвергались разграблениям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего; кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках; часто жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекая смерти каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто, не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, опустошёнными или полностью, или на большую долю. И только гробнице Тутанхамона необыкновенно повезло. Грабители побывали и в ней видимо вскоре же после погребения. Первая камера носила следы их посещения, вещи там были разбросаны и свалены в беспорядке. Однако воры успели унести лишь немногое и по какой-то причине больше не возвращались. А в последствии на этом месте строились лачуги рабов, сооружавших гробницу Рамсеса VI; вход в усыпальницу Тутанхамона был загорожен и забыт. Обилие в ней золотых изделий уже само по себе поражает воображение. Золота в Египте, было “больше, чем песка морского”: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, чем золота, и ценилось оно дороже. Но не столько ценность материла, сколько художественность его обработки делает гробницу Тутанхамона пещерой сокровищ. Какую вещь ни взять: алебастровую вазу, кресло, ларец – перед нами произведение изысканного искусства. Каждая статуэтка мастерски исполнена, исключительно изящна. В целом создаётся впечатление чрезвычайной рафинированности художественного стиля, доходящей до изнеженности: черта нередко свойственная предзакатным стадиям больших культурных эпох. Хотя и во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта – его священные символы, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Ложа и кресло сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко выгнуты, приспособлены для подушек, подлокотники для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Ножки кресел заканчиваются львиными лапками, ножки складного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сиденье имитирует свисающую звериную шкуру. Конечно и львы, и коршуны, и змеи, и жуки имели ритуальный смысл, призваны были охранять особу фараона, но трудно от впечатления, что все эти представители животного царства в значительной мере поступились своей священной ролью ради функции изящного украшения. На спинке парадного кресла имеется многоцветное, выложенное из драгоценных материалов на золотом фоне, изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной, непринуждённой позе. Нежность супругов трогательна и красива. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее. Согласно верованиям египтян, жизнь на земле считалась краткой, мгновенной, а вечной мыслилась жизнь в царстве Осириса, поэтому из камня возводились только храмы и “дома вечности” – гробницы, благодаря которым мы можем судить о размахе творческой мысли египетских зодчих и о мастерстве древних строителей. Из-за веры в загробную жизнь и строились гробницы со всеми необходимыми провиантами, необходимыми для жизни после смерти.