Мифы и звериный стиль
Есть и иное мнение о происхождении звериного стиля. Его можно назвать «мифологической теорией». Сущность взгляда этого подхода заключается в попытках увязать образы животных и птиц с мифами об устройстве космоса, которые существовали у создателей звериного стиля (Раевский, 1985).
Согласно этому взгляду мир зверей и птиц можно без труда разделить на группы. Первая группа – хищники. Хищники в глазах древних несли смерть, они поэтому отображали подземный, потусторонний мир. Копытные животные – мирные. Они имеют рога, которые растут как деревья. Раз в год они отпадают, что согласуется с представлениями древних о природном круговороте. Часто рога оленей неестественно большие, уподобляемые дереву. Копытные отражают мир живых, ныне существующий мир. Птицы, в особенности орлы, летают высоко в небесах, отражая верхний мир, мир богов. Трехступенчатая вертикальная схема устройства мира характерна для взглядов и предыдущего времени – бронзового века. Таким образом, скифский звериный стиль – система, предназначенная для описания мироустройства.
В этой схеме особое место занимает кабан. Он, с одной стороны, копытное животное и близок к ланям, оленям, лосям, баранам, козлам. С другой стороны, кабан – хищник. Он всегда опасен, может напасть на человека, ест разную пищу, не разбирая. Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он всегда опасен, может напасть на человека, есть разную пищу, не разбирая. Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он как бы «застрял» между двух миров, а потому являлся «нечистым» животным. Не потому, что любит повалятся в луже, а именно потому, что у него как говорят, двойственная природа – «травоядно-хищная» (Переводчикова, 1994, с 46-48). Такое положение кабана привело к тому, что уже в эпоху бронзы на Южном Урале на него почти не охотились, а мясо свиней не употребляли в пищу.
Именно из-за своей двойственной природы кабан является часто проводником в царство мертвых. Хотя такая роль отводилась не только ему.
Трехуровневая система должна находить соответствия в изображениях, т.е. если птицы – верхний мир, то и изображаться они должны выше копытных, а тем более хищников. Как оказалось на деле, не так все просто. Часто олени изображались на самом верху, головы львов над птицами. И такие случаи достаточно многочисленны. Мифологический взгляд дает сбой.
- Первобытное искусство. Периодизация. Общая характеристика.
- Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний
- Первобытное искусство
- Пещерная живопись эпохи палеолита.
- Мобильное искусство палеолита.
- Живопись эпохи неолита
- Неолитическая скульптура
- Керамика неолита
- Архитектура эпохи неолита
- Мегалитические сооружения эпохи бронзы.
- [Править] Ранние мегалитические сооружения Малой Азии
- [Править] Европейские мегалиты
- [Править] Типы мегалитических сооружений
- [Править] Назначение
- [Править] Галерея
- Искусство скифов.
- Что такое «красиво» у скифов-кочевников?
- Тотемы и тотемический взгляд на скифский звериный стиль
- Магия в искусстве скифов
- Военно-охотничий взгляд на скифское искусство
- Мифы и звериный стиль
- Где же родина скифского звериного стиля? Да и была ли она?
- Скифский звериный стиль в курганах Острогожского края. Кого изображали
- Искусство
- Периодизация египетского искусства. Общая характеристика.
- 7. Музыка, живопись, архитектура и скульптура Древнего Египта
- Архитектура Древнего Царства. Пирамиды и мастаба.
- Скульптура Древнего Царства. Монументальные скульптуры древнего царства: сфинкс в Гизе, статуи фараонов.
- Известняковые скульптуры - статуи Анхивы и Аменхотепа.
- Деревянные скульптуры (статуи) древнего царства.
- Древнеегипетские рельефы и росписи. Основные сюжеты, изобразительный канон.
- Искусство Среднего Царства.
- Гробницы фараонов Среднего царства.
- Египетские рисунки в гробницах периода Среднего царства.
- Храмы Среднего царства (храм Осириса, храм в Бубатисе, храм Ра)
- Скульптура. Гранитные статуи фараонов.
- Сфинкс в Гизе (изображение фараона.
- Египетские изделия из золота.
- Гончарное производство – керамические сосуды с росписями.
- Стекольное производство в Египте.
- Искусство времени правления Аменхотепа IV (Эхнатона).
- Амарнское искусство
- 14 Открытие гробницы Тутанхамона.