logo
История искусства

Деревянные скульптуры (статуи) древнего царства.

Точно так же, как из ряда известняковых статуй Древнего царства выделяется "Писец" Луврского музея, среди деревянных статуй того же периода первое место принадлежит "Деревенскому старосте" музея в Гизе. Пьедестал этой стоячей фигуры утерян, равно как и тонко раскрашенная полотняная оболочка ее, но все остальное в ней хорошо сохранилось. Воспроизведенный в ней плотно сложенный, тучный мужчина - реалистичен и типичен не менее, чем фигура худощавого "Писца". Из дерева исполнена также отличная статуя главного садовника Пергернофрета, Берлинский музей; она также чрезвычайно естественна и по своей стройности составляет противоположность дородной фигуре "Старосты". Вообще должно заметить, что такой близости к натуре, какую мы видим в скульптуре Древнего царства, египетское искусство, изображая отдельные фигуры, никогда не достигало и на позднейших ступенях своего развития.

Исторический период, именуемый Древним царством, радует нас большим количеством прекрасных древних скульптур, в том числе и портретных. В круглой скульптуре, больше чем в рельефе, наблюдаются четкие каноны и композиции, которые в дальнейшем просматриваются во всём развитии египетской пластики. Скульптура изображает, как правило, человека в движении, у которого левая нога выставлена вперед. Ещё изображают фигуры, стоящие на одном колене, фигуры на корточках или сидящими на троне с одинаково расположенными руками на коленях.

 

Скульптуры Древнего царства отличаются высоким качеством обработки используемых материалов. В то время, большинство древних скульптур изготавливались из камня или дерева. Древние скульптуры Нофрет и Хемона свидетельствуют о прекрасном владении навыками обработки мягкого известняка. А древняя диоритовая скульптура Хефрена из Каирского музея свидетельствует об удивительном умении обрабатывать твердые породы камня. Статуя сельского старосты в Каире – прекрасное подтверждение навыков обработки дерева. Изначально все эти скульптуры были разукрашены и даже на многих из них, которые дошли до нас, превосходно сохранился цвет. Даже в раскраске имеет своё отражение канонизация искусства Древнего царства. Вследствие чего, художник не мог самостоятельно выбирать цвет, он был определён для каждого отдельного объекта. Можем привести пример: фигура мужчины, как в рельефе, так и в круглой скульптуре имела кирпично-красный оттенок, а фигура женщины коричневато-желтый оттенок. Скульптурный портрет Древнего царства, так же как и рельеф, имел тесную связь с религией, с теми сложными представлениями, которые установили жрецы для укрепления существовавших ранее классовых отношений.

 

Изначально, лишь фараон мог пользоваться привилегией загробных благ, позже её начинают использовать и приближенные ему лица. Учёные и историки уже во второй половине прошлого века отмечают высокую реалистичность облика Нофрет и Шейх эль Беледа. Интересен тот факт, что в 1888 году во время раскопок Мариэтта из земли показалась статуя Шейх эль Беледа, и люди воскликнули: «О, это же наш сельский староста». Эта древняя скульптура так же, как большинство других скульптур Египта периода пятой династии, середины третьего тысячелетия до нашей эры, являются очень реалистичными. Но главная задача состоит не в том, чтобы установить реализм этих архитектурных памятников, а в том, чтобы выяснить особенный характер данного реализма. Даже если бегло взглянуть на эти портретные головы, то легко можно увидеть различие между головами Древнего, Среднего и Нового царства. Но если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что скульптура тесно связана с архитектурой, которая в эту эпоху приобретает свои самые величественные монументальные черты.

 

Древние скульптуры писцов в Лувре и Каире являются яркими представителями того, как в синтетическом типе искусства Древнего царств архитектура определяла формы пластики. Портрет является типизированным. Передается своеобразная идеальная сущность. В облике нет ничего мимолетного, лишнего. Религиозные представления о двойнике, которые связанны с тем, что нужно оживить статую, в конечном счёте, привели скульпторов Древнего царства к использованию вставных глаз. К примеру, радужная оболочка глаз в статуях Рахотена и Нофрет изготовлена из серовато-голубого халцедона (его ещё называют сапфирином). Взгляд очень реалистичен и живой. Взгляд в скульптурном портрете Древнего царства обладает неким иллюзионизмом. Этот образ особо выразительно представлен в каирской статуе фараона четвёртой династии Хефрена. Составными элементами образа являются обобщенность формы, полная статика и геометрия композиции. Ещё ни разу в скульптурах Древнего царства, образы не достигали таких абсолютных форм идеализации.

 

Но хочется отметить, что лицо находится в полной гармонии со стилистической направленностью всего памятника. Живое начало в лице, представляется длительным процессом, а не мгновением, которое остановилось. В этом и вся суть воплощенной здесь идеи иератизма. Древняя статуя Хефрена олицетворяет его не только как личность, но и как образ фараона в целом, с его идеей власти наместника некоего божества на земле. Нужно вспомнить, что период правления четвёртой династии, к которому относится этот памятник, приходился на третье тысячелетие до нашей эры, и это был период расцвета. Переход к искусству пятой династии ознаменован некой утерей идей монументальности. В эпоху правления этой династии власть фараона становилась слабее, а земельная знать начала приобретать самостоятельность. И когда эта знать давала индивидуальные заказы, то скульпторы на свои работы переносили черты лица, которые недавно характеризовали самого фараона.

 

Со временем в памятниках пятой династии стиль изменяется, хотя общий образ портрета остаётся таким же. Удлиняются пропорции тела, увеличивается линия силуэта. Ни на голове Ти, Ранофера или писца из Лувра, ни даже в образе «сельского старосты» не наблюдается ничего индивидуального, мимолетного. Отдельное место занимает группа древних памятников, найденных в течение последних лет в Гизе. Они относятся ко времени правления IV династии и выполнены из известняка. Особого внимания заслуживают скульптуры в виде женских голов царских дочерей. Они были обнаружены отдельно от тела перед камерой с саркофагом фараона. По мнению ученых, обследовавших на месте эти головы, их расширяющиеся у основания шеи, указывают на постамент.

 

Самым важным открытием являлся отличающий эти головы от всех других предшествующих и последующих скульптур Древнего царства, стиль, он менее типологичный и более реальный. Очень живо переданы глаза, совершенно без инкрустаций, моделировка энергичных по своему выражению лиц отличается особой мягкостью. Весьма вероятно, что эти известняковые древние головы являлись копиями гипсовых масок. В любом случае на примере этих скульптур мы видим подлинно реалистические тенденции в портретном искусстве первой половины 3-го тысячелетия до нашей эры. Так же родом из Гизы замечательная по своему качеству исполнения статуя Хемиуну времен IV династии. В этой скульптуре так же поражает очень качественная передача портретных черт.