3. 3. Становление русского национального самосознания в культуре xiх века
«Россия XVIII и XIX столетий жила совсем не органической жизнью, – пишет Н. А. Бердяев – ...Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XX века. Разрыв между этнической и национальной культурами наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между славянофилами и западниками. Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.
На рубеже XVIII–XIX веков в России начала формироваться классическая культура. На первый план выходили проблемы национального самосознания. В конце XVIII – начале XIX веков две тенденции русской культуры – центростремительная (концентрация национально-культурных сил) и центробежная (символизирует многогранность и разветвленность национально-культурного целого, его открытость вовне, безграничное жанровое, стилевое и поэтическое многообразие, многозначность и бездонную неисчерпаемость смыслов) – столкнулись и проникли друг в друга, увязались в один драматический и судьбоносный узел. Личность и Государство, творческая индивидуальность и народ, поэт и толпа; поиск смысла, осмысленного бытия и бессмысленный бунт, смута – эти противоречивые мотивы одинаково занимают и Карамзина, и Пушкина».
Подобные мотивы и настроения вообще характерны для русской культуры первой трети XIX века. В идеологии декабристов борются государственнические и свободолюбивые тенденции; классицистические идеи созидания государства ценой самоотвержения отдельных личностей перемежаются с романтическим стремлением разрушить государственную тиранию и во что бы то ни стало раскрепостить каждую личность, по своей природе суверенную и самобытную. Так, например, романтическое творчество М. Лермонтова трагически раздвоено между пламенным эгоцентризмом неординарной личности байронического типа и резко критическим взглядом на состояние российского общества, холодного, бездушного, формализованного, лицемерного. Ведущими стилями XIX века становятся романтизм и реализм.
- Культурология
- Удк 008(075)
- Раздел I. Теория культуры
- 1. 1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологии
- Вопросы для повторения
- 1. 2. Культура как предмет изучения
- Вопросы для повторения
- 1. 3. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- 1. 4. Морфология культуры. Виды культуры
- Вопросы для повторения
- 1. 5. Школы и концепции культурологии
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Раздел II. Культура Западной Европы
- 2. 1. Культура Древней Греции
- Греческая архаика
- Основные художественные формы
- Классический период
- Эллинистический период
- Контрольные вопросы
- 2. 2. Культура средневековья и Ренессанса: преемственность и новаторство
- Европейское средневековье
- Эпоха Возрождения
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Библиографический список
- 2. 3. Европейская культура XVII–XVIII веков
- Эпоха Просвещения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Раздел III. Русская культура
- 3. 1. Культура Древней Руси Место и роль религии в культуре Древней Руси
- Период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия
- Вопросы для повторения
- 3. 2. Культура хviii века Эпоха Просвещения в России
- Стилевое многообразие эпохи: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм
- Личность и эпоха Феномен русского портрета XVIII века
- Женский портрет конца XVIII века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)
- Вопросы для повторения
- 3. 3. Становление русского национального самосознания в культуре xiх века
- Русский романтизм: живопись и литература
- Место и роль салонов в русской культуре XIX века
- Реализм и русский драматический театр
- Русский реализм. Товарищество передвижников
- Вопросы для повторения
- 3. 4. Культура XX вв.
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Вопросы к зачёту
- Оглавление