2. 2. Культура средневековья и Ренессанса: преемственность и новаторство
Термин «средние века» был введён итальянскими гуманистами в XV–XVI вв. Тем самым деятели эпохи Возрождения хотели отграничить свою культуру от предшествующих «тёмных веков» и одновременно подчеркнуть свою связь с античностью.
Но насколько самостоятельной была сама эпоха Ренессанса (в переводе с итальянского – «возрождение») – возрождения античности? Чем она отличалась от «средних веков» и откуда она брала сведения об античной культуре?
Очень часто эпоху Возрождения хронологически вписывают в рамки средневековья: V–XVI вв. Ведь и феодальный строй, и сама христианская культура, в рамках которых протекает Возрождение, были сформированы как раз в средние века.
Ю. М. Лотман в своей работе «Культура и взрыв» даёт теоретическое обоснование закономерностей развития культуры. Он говорит, что движение истории организуется двумя путями:
преемственностью, непрерывностью культурных традиций;
непредсказуемыми явлениями в культуре, которые Ю. М. Лотман определяет как взрыв.
В этой концепции Возрождение – это, конечно же, взрыв в культуре средневековья. Часто эпоху Ренессанса рассматривают как переломный этап, когда в Западной Европе совершился переход от средних веков к Новому времени, а само возникновение ренессансной культуры связывают с разложением культуры средневековья. Сторонники такого подхода полагают, что уже XV в. (а в Италии XIV в.) был для средневековой культуры периодом «осени», «заката», «упадка», когда эта культура якобы умерла «собственной смертью». В этом случае Возрождение трактуется как ответная реакция на «мракобесье» средневековья.
Но, следуя теории Лотмана, который уделяет большое внимание феномену «взрыва» как двигателю культуры, стоит отметить, что главную роль в развитии культуры, в формировании новой культурной эпохи, он отводит именно способности новой культуры сохранять и переосмыслять традиции и мироощущение прежней эпохи. Поэтому нельзя говорить о Возрождении как об эпохе, полностью лишённой средневековых традиций и корней. Более того, можно сказать, что Возрождение – это духовное порождение средневековья.
- Культурология
- Удк 008(075)
- Раздел I. Теория культуры
- 1. 1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологии
- Вопросы для повторения
- 1. 2. Культура как предмет изучения
- Вопросы для повторения
- 1. 3. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- 1. 4. Морфология культуры. Виды культуры
- Вопросы для повторения
- 1. 5. Школы и концепции культурологии
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Раздел II. Культура Западной Европы
- 2. 1. Культура Древней Греции
- Греческая архаика
- Основные художественные формы
- Классический период
- Эллинистический период
- Контрольные вопросы
- 2. 2. Культура средневековья и Ренессанса: преемственность и новаторство
- Европейское средневековье
- Эпоха Возрождения
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Библиографический список
- 2. 3. Европейская культура XVII–XVIII веков
- Эпоха Просвещения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Раздел III. Русская культура
- 3. 1. Культура Древней Руси Место и роль религии в культуре Древней Руси
- Период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия
- Вопросы для повторения
- 3. 2. Культура хviii века Эпоха Просвещения в России
- Стилевое многообразие эпохи: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм
- Личность и эпоха Феномен русского портрета XVIII века
- Женский портрет конца XVIII века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)
- Вопросы для повторения
- 3. 3. Становление русского национального самосознания в культуре xiх века
- Русский романтизм: живопись и литература
- Место и роль салонов в русской культуре XIX века
- Реализм и русский драматический театр
- Русский реализм. Товарищество передвижников
- Вопросы для повторения
- 3. 4. Культура XX вв.
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов
- Библиографический список
- Вопросы к зачёту
- Оглавление