logo
ЗАОЧНИКИ русский / культ_учебники / Конспект лекций

Эпоха Возрождения

Обратимся к высказыванию известного философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандола, который определяет самую суть картины мира эпохи Возрождения: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря своей внутренней воле...». Так говорит бог Адаму в трактате «Речь о достоинстве человека».

В этом высказывании заложены два ключевых момента, важных для понимания мироощущения человека эпохи Возрождения.

1) Новое (то, что Ю. М. Лотман характеризует как взрыв) – выделение воли человека как самостоятельной категории, тогда как средневековый человек знал лишь волю божью. Человек ощущает свой дух настолько сильным, что он готов чувствовать себя независимым по отношению к Творцу.

2) Любое действие человека, избранное им по собственной воле, оценивается им самим. Представление о божественном абсолюте никуда не исчезает, но повседневная жизнь человека начинает осознаваться возрожденцами как достойная примирения с жизнью небесной.

Если раньше жизнь человека была направлена на приготовление к жизни истинной в ином мире, а окружающий мир был признан бренным и бесполезным, то теперь он начинает осмысливаться как творение Бога, и человек стремится реализовать себя в познании божественного творения, даже просто эмпирически (эпоха Великих географических открытий). Теперь человек стремится постичь мир во всей его полноте, а не в тех схематичных образах, носивших знаково-символический характер, к которым прибегало средневековье.

В поисках адекватных средств выражения синтеза духовного и природного начала возрожденцы обращаются к другим эпохам. И находят уже готовые законы и приёмы для воплощения идеала в эпохе античности, где было соответствие между миром идей и их земным воплощением. Причём это было не просто воспроизведение античного языческого культа тела, но попытка соединить его с христианским культом духа.

В это время образовалось течение, получившее название гуманизма. Гуманизм (лат. humanius – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимого от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Никто из деятелей Возрождения не формулировал «кредо» ренессансного гуманизма, но его можно реконструировать. Это вера в разум культурного человека, овладевающего знаниями, добытыми из античности. Античность становится своего рода зеркалом, предлагает те идеи и образы, через которые эпоха Возрождения распознаёт саму себя.

Одной из важнейших черт эпохи Возрождения было стремление к опытному познанию природы, идейное оправдание которого можно найти в доктрине «двойной истины», где проводилось различие истины веры и истины знания. Происходят серьёзные изменения в представлении о мироустройстве, оказавшие огромное влияние на формирование рационалистической культуры Нового времени. Происходит множество открытий в астрономии (Коперник, Галилей, Бруно), появляются идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание геоцентрической модели Вселенной.

Другой немаловажной чертой гуманизма был принцип универсальности. Складывается модель культурного человека, получившего название homouniversalis, или человека универсального, как тип творческого, неповторимого, уникального образа человека. Это образ человека, обладающего настолько мощным, целостным духом, который не побоялся бы потеряться в телесном, но смог бы это телесное одухотворить. Формула «Человек – подобие божье» получает художественную пластическую реализацию в эпохе Возрождения.

Все силы титанов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола, Рафаэля были направлены на выражение божественной красоты, духа в природе, в телесной оболочке человека. Им удалось соединить то, что противопоставлялось в средневековье: дух и плоть.

Одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452–1519). Это один из немногих, кого действительно можно назвать универсальным человеком, ибо круг его интересов необычайно широк. В своём стремлении постичь тайны мира природы Леонардо не знал границ. Он изучал анатомию, увлекался законами физики, техникой. Именно он создал прообраз современного танка, ему принадлежит идея водолазного костюма, позволяющего перемещаться под водой. Однако, все его труды были обнаружены, когда эти открытия были сделаны повторно.

Имя Леонардо связано не только с наукой, но и искусством. Его «Джоконда» писалась с реальной женщины – супруги известного флорентийца Джокондо, но это не портрет конкретного человека, а обобщенный образ женского начала мира, который Леонардо да Винчи связывает с традиционной лунной и водяной символикой. Это древние языческие символы богинь, соединяющие в себе два начала: мужское и женское. Мужское начало – Ян всегда связывалось с символом солнца, света, символизировало устойчивость мира. Женское – Инь – было связано с Луной, лунным светом и означало тёмное, текучее, ложное начало бытия. Мона Лиза является выдающимся произведением даже в потоке всего искусства Возрождения.

Искусство Возрождения развивается в лоне христианской тематики. Однако параллельно сюжетной живописи развивается и приобретает огромную популярность жанр портрета и автопортрета. Портреты пишут и Рафаэль, и Леонардо, и Тициан. И связано это, прежде всего, с возрожденческим гуманизмом, т. к. это портреты известных гуманистов, философов, художников, великих императоров, герцогов, пап и кардиналов. Это люди, которые имели огромное значение в духовной и политической жизни эпохи. Это те люди, которые вершили историю, которые, по мнению художников, были героями своего времени (отрицательными или положительными).

Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Обычно различают два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское и Северное Возрождение. Суть этого разделения не сводится к географическим различиям, а коренится в отношении и эстетическому выражению человеческого идеала.

Итальянское Возрождение – гимн духовной и физической мощи человека, его божественной природе.

Северное Возрождение (Франция, Германия, Нидерланды) приняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но обрели здесь иное звучание: ведущей становится тема нравственного совершенствования; не мир исключительного, а мир повседневного, за которым часто скрывается и глупость, и жестокость и лень. Высшей ценностью объявляется повседневный труд (Питер Брейгель, Ван Эйк и пр.). Всё это отличается от масштабных, возвышенных и титанических образов итальянского Возрождения.