Виды материалов
Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности. Чем шире и разнообразнее графический материал, тем интереснее и живее результаты.
Каждый материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами; так пером, тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной прорисовкой линией и малым количеством тона, в нем как бы любование этим изяществом, в перовом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия. В наброске кистью лучше работает пятно. Делают кистью и линеарные этюды, но в этом случае необходимо виртуозное владение ею. Мягкие материалы, дающие широкую линию, лучше подойдут для крупных, обобщенных набросков, здесь могут быть использованы и хорошо смотрятся и линия, и пятно. Удачные наброски мягкими материалами необходимо закреплять лаком для волос или другими фиксативами, так как они могут легко осыпаться и размазаться от малейшего прикосновения.
Рассмотрим основные виды материалов.
Графитные карандаши.
Карандаш - самый удобный и универсальный инструмент для выполнения набросков. Им можно провести жирную или слабозаметную, толстую или тонкую, яркую или бледную линию, получить очень аккуратные тонкие штрихи или большие затененные области, а также растушевать для получения очень нежных, легких тонов.
В начале работы намечается общая форма в целом, легкими свободными засечками, охватывающими всю массу изображаемого объекта. Плавной линией намечается контур, более жирно выделяется то, что ближе. Также можно штрихами показать тон, но чаще карандашами делают именно линейные наброски.
Для набросков лучше использовать мягкие карандаши (2В - 6В). Удобнее всего заточить грифель в виде лопаточки, чтобы лучше варьировать толщину линии.
Перо и тушь.
Техника рисунка пером скупа - четкая или прерывистая черная линия, штрихи, нанесенные в различном направлении, иногда заливки тушью. Но изобразительные возможности ее неисчерпаемы. Различают очерковые контурные и перовые тональные рисунки. Быстрый очерк пером позволяет художнику схватить мимолетное движение и в то же время помогает сделать намек на объемность формы. Пространство передается в рисунке пером не только с помощью линейной перспективы, но и четким распределением штрихов различной тональности и разного характера; дальний план передается очень легкими, иногда прерывистыми линиями, а передний -- жирными штрихами, насыщенными черными линиями.
Нередко используется в перовом рисунке и живописная манера, придающая изображению особую воздушность, пластичность и цветность, насколько можно передать различия предметов по светосиле их цвета в рисунке. К ней близка, но более лаконична и контрастна черно-белая манера: широкая силуэтная заливка теней тушью без штриховки полутеней, тонко найденная по своим пропорциям в отношении к белым пятнам бумаги, которые оставляются на месте освещенных участков форм.
Перовые рисунки требуют особой напряженности, внимания и энергии, заставляя рисующего извлекать из натуры только самое существенное, характерное, и этим развивают глаз и способность представить перед своим умственным взором обобщенный образ изображаемого мотива. Большое значение этих рисунков заключается еще и в том, что они приучают к строгости построения и лепки формы, точности и уверенности в работе. Штрихи тушью не стираются резинкой (их можно только немного выскоблить безопасной бритвой), поэтому эта техника требует рисовать наверняка.
Зарисовки и наброски получаются живее, если их делать с натуры сразу пером, без предварительной наметки карандашом. Рисунки пером не сводятся к простой обводке контуров. В этом рисунке надо вести работу от выявления основных объемов, лишь завершая ее подчеркиванием границ форм, где они видны четко. Как и рисунки карандашом, перовые работы начинают с наметки основных пропорций точками или короткими штришками. Тут же отсекают затененную часть основных форм широкой размашистой штриховкой. Затем прорабатывают полутени или закрывают формы штриховкой в целом, если светотень мягкая и ясно различаются живописные пятна основных тонов мотива. Можно сначала широко прописать рисунок в тенях жидко разведенной тушью, а потом работать пером по высохшей заливке (иногда работают пером и по влажной заливке). Штрих не должен бесконечно повторять очертания предметов; он как бы лепит их форму, лежит на ее поверхности. Надо связывать направление пера с поворотами грани формы. Так, кривые линии уместнее на округлых предметах, прямые - на ровной поверхности.
Тушь бывает жидкая во флаконах и сухая в плитках (китайская), последняя наиболее высококачественна: имеет глубокий бархатистый тон, удобна в работе, не забивает перо и не смывается с бумаги после высыхания. Но каждый раз перед работой сухую тушь надо растирать на блюдечке с водой. Густо-черный раствор сливают в пузырек и рисуют. Жидкая тушь чаще употребляется для рисунков, в которых каждый штрих должен быть одинаково черным. Однако заливки сухой тушью красивее.
Рисовать можно и обычным металлическим пером (лучше медным и без утолщения на кончике), и гусиным, очень податливым пером, пером из тростниковой палочки, из крыльев крупных птиц. Можно использовать зубочистку, которую надо только удлинить, вставив в нее круглую палочку от старой тонкой кисти. Тушью можно рисовать и палочкой, по-разному остругивая ее конец (в виде острия или лопаточки). В рисунках палочкой эффектны и штрихи подсыхающей тушью, похожие на мазки сухой кистью. Можно использовать старые, вылезшие кисти для акварели. Полусухая
обработка рисунка такой кистью создает любопытные эффекты в передаче материала изображаемого объекта.
Уголь.
Рисунки углем наиболее живописны. Они отличаются богатством тоновых переходов - от глубоких бархатистых штрихов широкими мазками до легких серебристых тушевок. Углем можно наносить острые, четкие штрихи, работать плашмя или размазывать пальцами. Сочетание этих приемов дает богатые технические возможности для очень выразительного изображения. Заточенным наискось углем можно наносить и тонкие линии, и широкие мазки, делать засечки или мягкие переходы полутонов. Можно использовать и растушевку, свернутую из бумаги или замши.
Уголь легко смахивается тряпочкой, выбирается мякишем хлеба, но втирать его нельзя, в противном случае не помогает и резинка, появляется грязь в рисунке. При всех достоинствах угольные рисунки недолговечны, если их не закрепить фиксажем.
Уголь продается наборами из круглых обожженных березовых палочек разной толщины. Эти палочки можно затачивать очень остро для получения тонких штрихов или в виде широкой лопаточки, чтобы наносить жирные линии или широкие мазки.
В продаже бывает также прессованный уголь. Этим углем работают примерно так же, как и натуральным. Его можно растворять влажной кистью и наносить на бумагу, как черную акварель.
Соус.
Так называют материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых черных палочек, обернутых фольгой. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Он имеет большую красящую силу и дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций между ними.
Сухим способом работают соусом примерно так же, как и углем, добиваясь при помощи растушевки переходов от светлых тонов к более темным. Растушевку делают из плотно скрученной бумажной полоски, вырезанной треугольником. Получается заостренная трубочка.
Соус хорошо растворяется. Поэтому им можно работать и кистью (мокрый способ). Интересен прием, когда сначала весь лист закрывают темно-серым тоном разбавленного водой соуса. По высыхании этой заливки ее тон принимают за общую тональность будущего рисунка, выбирают резинкой сначала светлые места, потом полутона. Работу эту завершают усилением глубоких теней мокрым или сухим соусом.
Сангина.
Сангина привлекательна своим красивым теплым тоном, коричневатым или красноватым. Продается она набором, в виде коротких брусочков, каждый набор имеет тот или иной оттенок. Выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело можно рисовать красноватой сангиной, а пейзаж - серовато-коричневой. Иногда сангину комбинируют с углем, который дает холодные оттенки, живописно контрастирующие с теплыми оттенками сангины. Техника работы в этом материале характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Положенные по форме штрихи подчеркивают выступающие части объемов, контрасты света и тени, засекают края формы, где они более четко вырисовываются на светлом фоне.
Сангиной можно делать как наброски, так и длительные рисунки. Но они требуют фиксирования. Хранить их надо под стеклом или аккуратно перестилать каждую работу листом папиросной бумаги или калькой.
Акварель.
В зависимости от размера кисти акварелью можно делать как тональные, так и линейные наброски (очень тонкой кистью малого номера). Хорошей широкой кистью можно нанести как широкий мазок, так и тонкую линию.
Обычно наброски выполняются коричневой или черной краской.
Широкой акварельной кистью (№ 16 - 20) быстро и живописно передаются крупные массы форм, яркие контрасты света и тени и декоративные сочетания тонов. При этом кисть может быть насыщена влагой и краской для заливок, а может лишь касаться зернистой поверхности бумаги, если влагу с кисти стряхнуть и нанести мазок полусухой кистью.
Кисть способствует восприятию предмета в целом, дает почувствовать его общую форму и не позволяет цепляться за второстепенные, мелкие детали. При этом не допускается предварительная наметка карандашом. Весь смысл наброска кистью заключается в том, чтобы работать сразу заливками и сравнивать тона крупных масс формы, больших участков мотива.
Такой подход помогает учиться вернее передавать и пропорции. Когда делаются сразу широкие заливки, выявляющие крупные части предметов, то их легче сравнивать друг с другом по величине, легче увязывать с пропорциями всего предмета.
Работа кистью, которую труднее исправить, чем карандашный рисунок, приучает, как и перовой рисунок, строго проверять собственное представление о предмете, требует от рисующего сосредоточенности, собранности, творческой напряженности.
Сначала легким касанием кисти намечают на листе верх и низ предмета (или модели), его ширину, небольшими пятнами находят места основных частей формы, а затем широкой заливкой теней или темных по тону частей предметов лепят большую основную форму. Острым кончиком кисти отсекают где нужно наиболее четко видимые края (контуры).
Для набросков кистью выбирают предметы или модель (фигуру человека), освещенные сбоку или даже чуть сзади, то есть такую натуру, форма которой закрыта тенью на большой площади, чтобы яснее понимать, как заливкой выявить форму натуры.
Бумага.
Имеет значение и подбор бумаги. С успехом идет тонированная, цвет которой должен быть таким, чтобы на нем не пропадал тон основного рисующего материала. Годится и белая, и слегка подцвеченная тонкая бумага. Для некоторых видов набросков подойдет и крафт (коричневая бумага), и обычная оберточная.
Можно искусственно придать бумаге различные тона, делая заливку чаем, кофе, акварелью. Перед тонировкой лист бумаги обязательно наклеивают на планшет, как под акварель, чтобы от увлажнения он не покоробился. Тонируют широкой мягкой кистью. Оттенок тонированной бумаги подбирают в соответствии с теми оттенками, которые преобладают в натуре, т. е. характерный для данного освещения и цвета предметов. Рисуют форму, начиная с прокладки теней и используя тон бумаги как полутон изображаемого предмета. Блики выбирают резинкой. Иногда применяют для передачи ярко освещенных мест или очень светлых масс частей предмета мел. Но надо помнить, что им невозможно передать разную силу бликов, наблюдаемых в натуре. Мел всюду, во всех частях рисунка будет давать блики одной силы.
Бумага должна хорошо сочетаться с графическими материалами в тоне и цвете, не быть препятствием для технических приемов.
Рисунки пером выполняются на плотной и гладкой бумаге, чтобы острие пера не рыхлило ее и свободно двигалось по листу в различных направлениях, а тушь не растекалась. Поэтому не годится бумага, имеющая жировые пятна или крапины древесины, на которых штрихи тушью будут растекаться. Однако и очень гладкая, глянцевая бумага тоже не всегда пригодна для рисунка пером, так как штрихи с трудом ложатся на такую бумагу. Можно использовать мелованную бумагу, на которой по черным заливкам тушью иногда выгодно сделать процарапывания иглой или сухим пером. Эти белые штрихи по черному фону очень декоративны и выразительны.
Мягкими карандашами лучше рисовать по шероховатой, плотной бумаге.
Рисовать углем можно, кроме белой, и на серой, обойной бумаге, на холсте (под живопись), на картоне. Работать им лучше всего на листах большого размера.
Под сангину и соус лучше подходит шероховатая бумага средней плотности теплых оттенков.
Рыхлая бумага хорошо впитывает акварель.
Выбор материала, графического языка и способов исполнения часто подсказывает сама натура; например, рисунки животных хорошо получаются мягкими материалами - ретушью, углем, пастелью, сангиной и мелом с применением растирок и проработкой поверх мягким карандашом. Можно делать наброски прямо кистью, цветом (без предварительного контура карандашом), и по уже высохшей акварели пройтись обычными цветными карандашами.
- 3. Рисунок как основа всех видов изображения. Виды рисунка: линейный и тоновый, длительный рисунок и набросок
- Понятие композиции. Приемы и средства композиции.
- 7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
- 4.1. Наброски черновика
- Техника выполнения набросков
- Черновые наброски
- Кратковременные живописные этюды-наброски.
- 26. Наброски, зарисовки и их роль…