logo
РИСУНОК тетрадь студента

Техника выполнения набросков

Набросок – это способ быстро и бегло зафиксировать наблюдения или возникшие по ходу работы замыслы рисовальщика. Наброски – это быстрые рисунки, в которых карандаш или кисть художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением: жесты и позы людей, их одежда и интерьеры, улицы города, пейзаж.

Альбом и листки, заполненные беглыми рисунками, - это кладовая художника, архитектора.

Художники Федотов, Иванов, Репин, Суриков, Агеев оставили в наследство нам очень много набросков. Рассматривая эти наброски, мы понимаем, какой огромный труд они вложили в свои произведения.

Работая над техникой выполнения набросков несколькими карандашами с помощью различных технических приемов можно мгновенно передать множество очертаний и движений. Например, темные и толстые штрихи передают основательность, солидность; более светлые и легкие способны внушать ощущение тонкости и хрупкости; размашистые линии ассоциируются с движением. Необходимо выполнять тщательные наброски, которые в последствии послужат предварительным материалом для законченных работ. Однако свободный набросок – это еще и превосходный способ выражения настроения. После длительных упражнений с разными типами штрихов – с каждым разом ваша рука будет становиться все более быстрой и умелой.

Прежде чем приступить к наброскам, необходимо научиться работать так, чтобы была зафиксирована вся рука, а не только запястье и кисть (иначе наброски будут казаться неловкими). Рисовать нужно легко и свободно, двигая всей рукой и проводя размашистые линии на отдельном листе бумаги, карандаш держится легко. Несколькими карандашами с помощью различных технических приемов можно мгновенно передать множество очертаний и движений.

Круговые штрихи. Размашистыми круговыми штрихами можно быстро изобразить простой объект или наметить расположение предметов в композиции. В наброске натюрморта набрасываются только основные контуры предметов и намечаются тени, ими отбрасываемые; показывать отдельные детали нет необходимости.

Волнистые линии. Свободные волнистые линии могут передать общие очертания таких объектов, как облака, верхушки деревьев или камни. Здесь используется мягкий карандаш В (М) с плоско заточенным концом, чтобы набросать контур облаков; затем в той же манере намечаются тени, практически не отрывая карандаша от бумаги. Этот прием эффектно передает пухлость и воздушность облаков.

Широкие, толстые линии. Они применяются для передачи ярко выраженной фактуры и глубоких теней, они идеальны для изображения таких объектов, как листва, волосы или мех. Для такого наброска необходимо воспользоваться боковой стороной карандаша НВ (ТМ). Меняя силу нажима на карандаш и угол его наклона, получаются разные тона и этим можно добиться разной толщины штриха.

Важно записывать свои впечатления, комментировать свои зарисовки, так как наброски – это справочный материал. Рядом с зарисовками необходимо делать краткие пометки о форме и цвете предметов, характере освещения, все что может пригодиться, когда вы обратитесь к ним вновь. Необходимо все время носить с собой блокнот для набросков и карандаш.

Передача движения. Чтобы в рисунке передать движение, необходимо обмануть зрителя, заставив его поверить, что изображенный объект движется в какую либо сторону. Здесь необходимо в начале штриха усиливать нажим на карандаш, постепенно нажим ослабевает и линия становится тоньше и постепенно сводится на нет.