Рекомендации для работы на пленере
Овладение навыками изображения пространства многообразной среды обитания: город, парк, улица, интерьер – требует не менее надежных знаний и навыков в ее изображении. Главная цель, к которой следует стремиться, - познание природы в ее многообразии с тем, чтобы взять от нее как можно более полезного и необходимого для своей работы, для своего творчества.
Эта цель достигается только с помощью учебы – кропотливой, упорной и пытливой, через глубокое познание самого себя и окружающего мира.
Навыки в рисовании среды принципиально не отличаются от приемов и техники изображения объемных объектов. Однако студенты, впервые получившие задание «рисунок интерьера» или «рисунок экстерьера», демонстрируют беспомощность во всех аспектах практики рисунка. При рисовании интерьера и экстерьера сложность представляет, прежде всего выбор кадра и компоновка будущего изображения на бумаге, начиная с неуверенности в ориентации листа. С трудом устанавливается наклон линий, уходящих вглубь пространства, а также размеры и перспективные позиции деталей и предметов, составляющих его наполнение. Рисунок складывается на основе ложного видения, линия горизонта оказывается гораздо выше глаз рисующего. Забыты все правила штриховки, отображающей воздушную перспективу.
Между тем, достаточно выполнять последовательно все операции начала рисунка: внимательно осмотреть интерьер, лучше через видовое окошко, решить, как расположить лист для лучшей компоновки рисунка, сопоставить визуально параметры помещения и найти его размерные модули, позаботиться о том, чтобы в композиции было достаточно места внизу листа (обеспечивая сценическую дистанцию обзора), и наметить образующие перспективу линии — пересечения плоскостей.
Направления образующих линий легко поддаются «механическому» уточнению. Необходимо совместить визирный карандаш с линией, предположим, пересечения потолка или крыши и стены и, не меняя ориентации карандаша, перенести полученный вектор на бумагу. Этот простой прием, пусть не очень точный, сослужит хорошую службу на первых порах освоения рисунка интерьера, да и городской среды тоже.
Как избавиться от ложного видения, результатом которого иногда оказывается рисунок улицы, представленный как набросок, сделанный с вершины фонарного столба, при том, что рисовальщик находился на тротуаре? Нужно взять за привычку регулярно тренировать глаз и руку, имея всегда при себе карманный альбом. С каждым наброском ваш опыт будет обогащаться новыми находками в приемах, перспективной и пропорциональной точностью, предусмотрительностью в выборе сюжета и композиции. Именно предвидение того, что будет изображаться, является основой профессиональной работы. Способность задумывать, предвидеть, планировать, опираясь на собственный накопленный опыт ошибок и творческих находок и развития образной памяти, позволит правильно строить последовательность работы не только над натурным рисунком, но и в живописи (особенно в акварели), изображении по памяти, создании придуманных композиций, которые, собственно, и есть визуализация (т.е. фиксация в зрительных образах, изображении) дизайнерских идей.
Тренировка в рисунке должна стать для рисовальщика тем же, что для музыканта ежедневное проигрывание гамм.
Необходимо не только владеть изобразительным языком, но и знать, что сказать им — сказать профессионально, убедительно, увлекательно. Опытный рисовальщик виртуозно владеет рисунком и цветом, разнообразной стилистикой изображения; он всегда готов в «полевых условиях» подкрепить разговор с заказчиком достойным эскизом, лучше других аргументов подтверждающим его возможности как специалиста.
Чтобы по возможности быстрее достичь необходимых и разнообразных навыков в художественной подготовке, стоит не только накапливать личный опыт эстетического освоения среды и ее художественной интерпретации, но и внимательно изучать и осваивать достижения других, не стесняясь копировать стиль и манеру опытных художников. Такая камеральная работа также входит в состав «лабораторных» экспериментов будущих архитекторов.
Изображения внешней среды есть наиболее сложный вид художественной подготовки, но и самый необходимый.
Работа на пленере требует внутренней собранности, психологической независимости от дискомфорта улицы, погоды, освещения и любознательных прохожих, от умения сосредоточиться, быстро оценить эстетические особенности представшего вашим глазам пейзажа города, улиц, деревьев, мокрого асфальта, снега; найти нужную позицию и вложить в изображение отпечаток личного переживания при виде картины мира, задевшей ваши глаза и разум, с желанием поделиться своим впечатлением с другими или сохранить для себя неожиданность шарма заурядного, в общем, вида.
Завершить работу можно и позже, сохранив впечатление от увиденного в наброске с необходимыми пометками о цвете, состоянии погоды, сезоне.
Пленер воспитывает тонкость вкуса и тренирует память, вырабатывает навыки автоматической фиксации пространственных композиций, достойных изображения, и фанатичную тягу к процессу переложения мелодии пространства в партитуру плоскости бумаги. И, завершая музыкальные ассоциации, добавим, что среди разнообразных по стилистике используемых графических средств солирующим инструментом на пленере остается рисунок.
Выходу на пленер должна предшествовать подготовка, нейтрализующая бытовой дискомфорт непогоды и способствующая квалифицированной работе. Легкомысленность начинающих может дискредитировать сам вид этого полезного творческого занятия и тормозить приобщение к нему.
Прежде всего, нужно запастись планшетом для хранения бумаги или альбомом с жесткой подкладкой и удобным креплением, а также компактным набором графических средств и красок, не обременяя себя походной мебелью.
Существуют различные приемы работы на пленере, требующие разных уровней технической готовности:
1. Пленер «Начать и закончить работу на месте» - наиболее длительный рисунок по времени выполнения одного сюжета. Он требует основательной подготовки и полного профессионального обеспечения, учитывающего автономность работы вне дома и студии.
Вначале нужно «прицелиться» к месту, предварительно наметить точку зрения, выяснить наличие обстоятельств, мешающих работе. Особенно досаждают на пленере ветры и быстрая смена освещенности. Работа на пленере в этом режиме имеет целью либо подготовить быстро выполненные эскизы для последующего их использования в камеральной работе, либо выполнить полноценную завершенную картину, пейзаж.
В любом случае нужно рассчитывать на длительное время реализации всех этапов изображения. Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей «кабинетные» композиции. Практикующие такой пленэр не должны рассчитывать на выполнение большого количества работ за один выход.
2. Пленэр «Туристический» требует добротного походного снаряжения, но эффективность пребывания приезжего рисовальщика в новой, незнакомой ему среде будет выше при условии его мобильности по продуманной маршрутной схеме и быстрых зарисовок с указанием деталей, цвета, погоды и прочей информации на листах, которые впоследствии будут доработаны.
За световой день «добыча» пленэриста может составить десяток и более заготовок; стилистикой и формой их завершения он распорядится позже по своему усмотрению. Понятно, что в таких работах художественная завершенность носит более условный характер и зависит от творческой манеры и графических приемов исполнителя, который может проанализировать набросок, внести в него коррективы, исправить ошибки, допущенные на месте.
Пленэр такого рода развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения. Он позволяет осваивать зимнюю натуру, привлекательную своей лаконичностью. В качестве вспомогательного средства можно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой; снимки с места выполнения рисунка могут помочь его уточнению, завершению, если не будет возможности вернуться на место.
При развитой зрительной памяти и графических навыках некоторая «технологичность» туристического пленэра окупается в последующей обработке восстановлением живости психологического впечатления от места посещения; его рисованная «запись» удивительным образом сохраняет эффекты, воспринятые чувственными рецепторами и запечатленные в памяти. Работы, пунктуально изображающие пейзажи и городскую среду, какого либо поселения, исторического места, называются ведутами. Они были широко распространены в XIX в., когда человечество входило во вкус праздных путешествий. Иногда альбомы и комплекты художественных открыток с видами городов «глазами художника» издают и сейчас.
3. Учебный пленэр имеет целью адаптацию рисовальщика к среде, развитие его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов для камеральных работ заданной тематики в изображении среды; например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах.
На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции элементы. Работа на пленэре делает будущего архитектора более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его профессиональное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи.
С развитием навыков пленарные этюды перерастают свое первоначально учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники. Здесь целесообразно использование художественных средств, обеспечивающих большую выразительность линий, чем простой карандаш: фломастера, пера, кисти, палочки.
Для достижения задуманного художественного эффекта и стилистического экспериментирования полезно использовать кальку, с помощью которой в студии модифицируются формы натурного рисунка, штудируются варианты его гармонизации вводом элементов антуража, тоновых пятен, стильной штриховки. Достигается впечатление глубины пространства, воздушной перспективы, устраняется сухость линий и форм.
В рисовании среды с натуры есть свои особенности за пределами академических требований. Прочные навыки композиционной продуманности, соблюдения закономерностей не позволяют рисовальщику отклоняться от реализма, но дают осознанную свободу в стилизации изображения, вольности в линии и цвете, хорошо отличающие творческую небрежность грамотного художника от трудов старательного новичка.
Обучение рисунку преследует цель не только накопления навыков изображения, но и развития пространственного мышления и профессиональной идеологии художника, архитектора, дизайнера.
- 051000.62 Дт Профессиональное обучение
- Тетрадь по дисциплине: «Основы рисунка»
- Вводная часть
- Требования к уровню освоения дисциплины рисунок
- Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
- Рекомендации по выполнению графических и композиционных работ
- Как держать карандаш
- Как приступить к работе
- Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка
- Основные навыки рисования
- Форма, объем, конструкция
- Основы перспективы
- Пропорции и их значение в рисовании
- Композиция
- Практические советы по компоновке рисунка
- Свет, создание светотени
- Техника выполнения набросков
- Способы изображения предметов в рисунке
- Рекомендации по рисованию экстерьера
- Последовательность работы над экстерьером
- Рекомендации по рисованию интерьера
- Последовательность работы над интерьером
- Рекомендации для работы на пленере
- Графика
- Линейная графика
- Архитектурный рисунок
- Технический рисунок
- Линия и основы графики
- Штрихи, созданные линиями
- Виды графических материалов, используемых в процессе работы
- Базовые принципы композиции
- Правила, приемы и средства композиции
- Передача ритма, движения и покоя
- Правило передачи движения
- Правило передачи покоя
- Выделение сюжетно - композиционного центра
- Передача симметрии и асимметрии в композиции
- Передача равновесия в композиции
- Практические советы
- Композиции линейные и цветовые Предмет из геометрических фигур
- 1. Краткий курс теории композиции.
- Этапы построения композиции
- Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
- Практические занятия:
- Варианты гармоничного размещения предмета на листе
- Дизайн и композиция в дизайне
- Законы композиции
- Основные средства композиции
- Орнамент
- Орнаментальная композиция
- Организация декоративной композиции
- Монокомпозиция
- Построение монокомпозиции по мотивам растительных форм
- Построение монокомпозиции из мотивов сложной формы
- Экзаменационные вопросы
- Рекомендуемая литература