Практические занятия:
Задание 1: «Линейная композиция»
Этапы:
1). Создать композицию, элементами которой являются три вида геометрических фигур: прямоугольник (квадрат), круг, треугольник и заключить их в произвольную рамку, учитывая все вышеизложенные правила. При этом должны применяться «активные пере сечения» и не допускаться «поцелуи». Также ограничивающая линия одной фигуры не может быть продолжением стороны другой. Желательно не «сажать» элементы на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше небольшого размера: не больше ? листа А-4.
Рисунок Н.Ш.
«Неактивное пересечение» «Поцелуй» «Совмещение сторон»
2). Обсудить работу и, если композиция не уравновешена, совместно исправить ее. При необходимости задание повторить.
Вариант 1 - Удачная композиция
Вариант 2 - Неуравновешенная композиция
Вариант 3 – Уравновешенная композиция
3). Разделить лист А-4 на 4 равные части от руки карандашом.
Вписать в каждую из полученных («заданных») рамок свою композицию из того же набора геометрических фигур, добиваясь их гармоничности. Если изначально работы получались удачными, то можно ограничиться тремя рисунками.
4). Рассмотреть композиции, откорректировать. Попросить ученика перерисовать, пропорционально увеличивая, понравившуюся ему работу на лист А-4, отметив, что рамка в два раза его меньше. Обвести фигуры по карандашному контуру так, чтобы пересекающиеся элементы были разных цветов, но общее тоновое решение получилось бы гармоничным. Например, избегать деления рисунка на правую «теплую» сторону и левую «холодную» и т. п. Это упражнение – первый шаг в развитии глазомера и в постижении азов построения. Необходимость соотносить элементы, вынужденные элементарные промеры оттачивают внимание и последовательность процессов исполнения. Требование рисовать без линейки развивает твердость руки.
ПРИМЕРЫ:
Рисунок Н.Ш.
Рисунок В.К.
Задание 2: «Цветовая композиция (линейная композиция с заливкой)»
Этапы
1. Взять выполненный в карандаше лист с четырьмя (тремя) композициями и выбрав любую, отличную от пропорционально увеличенной, обвести фломастерами фигуры по контуру.
2. Залить места пересечений или не вошедшие в пересечения части фигур одним из принадлежащих данным элементам цветов. Например, если оконтуренный красным треугольник наложен на желтую окружность, то пересечение будет либо желтым, либо красным. Если же пересечение остается бесцветным, то оставшиеся части круга и треугольника закрашиваются, соответственно, желтым и красным тоном.
3. На световом столе, через стекло, на цветном ксероксе сделать копию обведенной пропорционально увеличенной работы.
4. Превратить копию линейной композиции в цветовую. При этом надо учитывать, что появляющиеся цветные пятна, располагаются и окрашиваются вариативно. В зависимости от выбранного расположения и тонировки заливаемых мест можно как «разрушить» гармонию первоначального линейного варианта, так и придать ему большую красочность и эмоциональность, сохранив равновесие форм. Иногда приходится сделать несколько работ, чтобы путем сравнения выбрать лучшую.
Упражнение не только стимулирует композиционные навыки, но и оттачивает цветовосприятие.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш.
Рисунок Н.Ш.
Задание 3: «Предмет из геометрических фигур»
Учитывая правила размещения единичного предмета на листе, требования к пересечениям и заливке придумать и изобразить предмет из стандартных геометрических фигур. Чаще всего рисуются животные – можно посмотреть формы и пропорции тел в иллюстрированной энциклопедии, обсудить, какая фигура подойдет для лапы или головы (начальная подготовка к освоению построения предметов), но не исключены кресла из треугольников и квадратов, деревья из кругов и т. д. В любом случае активизируется творческое мышление. Задание может быть четко определено преподавателем (птица из треугольников, машина из прямоугольников и кругов) или предложено учеником самостоятельно. Количество типов графических элементов и сами типы фигур либо задаются учителем, либо выбираются автором. Останавливаясь на том или ином варианте, арт-терапевт ориентируется на уровень подготовки, состояние и личностные характеристики пациента.
Этапы
Сделать карандашный эскиз предмета.
Проанализировать и откорректировать совместно с преподавателем.
Поместить на листе.
Обвести фломастером по контуру.
Выполнить заливку (возможны вариации).
Дать название или написать краткий текст.
Обсудить работу.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш. Птица из треугольников «Орел»
Рисунок А.С. Птица из треугольников «Петух»
Рисунок Ж.К. Слон из треугольников, квадратов
Уравновешенная
Рисунок А.О. Черепаха из треугольников и прямоугольников
Рисунок А.О. Олень из прямоугольников и треугольников
Рисунок «Слон» выделяется тем, что в нем просматривается как слон (на мой взгляд, с меньшим сходством), так и ослик, опустивший голову. Однако, если автор настаивает именно на таком видении животного, не стоит его разубеждать, заставлять переделывать. Лучше включить «слона» в последующие работы (например, в линейный натюрморт). Добиться сходства с натурой, а потом сравнить геометрический рисунок с вновь сделанным, обсудить и, возможно, повторить «геометрию».
- 051000.62 Дт Профессиональное обучение
- Тетрадь по дисциплине: «Основы рисунка»
- Вводная часть
- Требования к уровню освоения дисциплины рисунок
- Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
- Рекомендации по выполнению графических и композиционных работ
- Как держать карандаш
- Как приступить к работе
- Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка
- Основные навыки рисования
- Форма, объем, конструкция
- Основы перспективы
- Пропорции и их значение в рисовании
- Композиция
- Практические советы по компоновке рисунка
- Свет, создание светотени
- Техника выполнения набросков
- Способы изображения предметов в рисунке
- Рекомендации по рисованию экстерьера
- Последовательность работы над экстерьером
- Рекомендации по рисованию интерьера
- Последовательность работы над интерьером
- Рекомендации для работы на пленере
- Графика
- Линейная графика
- Архитектурный рисунок
- Технический рисунок
- Линия и основы графики
- Штрихи, созданные линиями
- Виды графических материалов, используемых в процессе работы
- Базовые принципы композиции
- Правила, приемы и средства композиции
- Передача ритма, движения и покоя
- Правило передачи движения
- Правило передачи покоя
- Выделение сюжетно - композиционного центра
- Передача симметрии и асимметрии в композиции
- Передача равновесия в композиции
- Практические советы
- Композиции линейные и цветовые Предмет из геометрических фигур
- 1. Краткий курс теории композиции.
- Этапы построения композиции
- Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
- Практические занятия:
- Варианты гармоничного размещения предмета на листе
- Дизайн и композиция в дизайне
- Законы композиции
- Основные средства композиции
- Орнамент
- Орнаментальная композиция
- Организация декоративной композиции
- Монокомпозиция
- Построение монокомпозиции по мотивам растительных форм
- Построение монокомпозиции из мотивов сложной формы
- Экзаменационные вопросы
- Рекомендуемая литература