logo
РИСУНОК тетрадь студента

Последовательность работы над экстерьером

1. Поиск удачного композиционного решения экстерьера в форэскизах.

В предварительных набросках и форэскизах необходимо выделить основную идею композиции с учетом расположения тональных пятен в зависимости от освещенности одного или комплекса объектов, опуская детали, установить нахождение линии горизонта', обобщенно наметить основные детали пейзажа.

* Горизонт. Низкий горизонт помогает художнику передать монументальность пейзажа, архитектурного сооружения и его величавость. Высокий горизонт позволяет показать более широкую панораму пейзажа и ярко выраженную картину местности.

Удачный выбор точки зрения, высота горизонта разрешает многие композиционные вопросы. Следует знать, чтобы не получилось резких перспективных сокращений и искажений при зарисовке здания в целом, надо отойти от него на значительное расстояние.

Формы внешнего вида архитектурных объектов весьма разнообразны, но в целом они могут быть уподоблены геометрическим: кубу, параллелепипеду, цилиндру, многоугольнику со сферическими поверхностями, взятыми в отдельности или в различных сочетаниях.

На передачу правдивого масштаба сооружения влияют и такие факторы, как изображения деталей сооружения и окружавшей среды, людей, природы, машин. Их размер может подчеркнуть, например, грандиозность сооружения или, наоборот, погасить это впечатление.

2. Компоновка рисунка экстерьера на плоскости

Непосредственно зарисовку необходимо начинать с обозначения очертания объекта, уточнения его общего силуэта во взаимосвязи с окружающей средой. Следует также перепроверить правильность установления линии горизонта и определить точки схода на ней, грамотно передать масштаб предметов. С этой целью условно определяют величину объекта (дерева, машины, человека и т.п.) переднего плана, и затем всё остальное окружение строят относительно него. Сложные архитектурные формы приводятся на этом этапе работ к соответственным геометрическим объемам.

При работе над архитектурной постройкой необходимо помнить об окружающем пространстве, которое также должно быть передано в рисунках.

3. Прорисовка деталей сооружения и окружения с учетом перспективы и тоновых отношений

При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также не стоит забывать и об источнике освещения (солнце, луна, фонарь), т.е. следует правильно построить тени от объектов изображения.

Основной особенностью экстерьерного изображения является изменение локального цвета предметов. Основными причинами являются:

1) степень освещенности предмета, зависящая от силы источника освещения и от угла падения светового луча;

2) окрашенность этого луча;

3) степень удаленности предмета, или так называемая «воздушная перспектива»;

4) тоновые и цветовые контрасты;

5) солнечные лучи, отраженные от окрашенных предметов, то есть рефлексы».

Моделировка светотенью объектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения:

- передний план — четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градаций светотени,

- средний план — обозначение только света и тени,

- задний план — слабая светотень.

Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые студент должен усвоить на практике.

Законы таковы:

1) четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает; чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчаты его очертания;

2) сила тональных отношений — контрастов (разница между светом и тенью на поверхности предметов) по мере удаления от зрителя ослабевает;

3) по мере удаления предмета от зрителя насыщенность, яркость цвета ослабевает.

4. Обобщение рисунка

Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этой целью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобы передний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.

* Стаффаж (нем. Staffage) — второстепенные элементы живописной композиции, например, человеческие фигуры в пейзаже.