Последовательность работы над экстерьером
1. Поиск удачного композиционного решения экстерьера в форэскизах.
В предварительных набросках и форэскизах необходимо выделить основную идею композиции с учетом расположения тональных пятен в зависимости от освещенности одного или комплекса объектов, опуская детали, установить нахождение линии горизонта', обобщенно наметить основные детали пейзажа.
* Горизонт. Низкий горизонт помогает художнику передать монументальность пейзажа, архитектурного сооружения и его величавость. Высокий горизонт позволяет показать более широкую панораму пейзажа и ярко выраженную картину местности.
Удачный выбор точки зрения, высота горизонта разрешает многие композиционные вопросы. Следует знать, чтобы не получилось резких перспективных сокращений и искажений при зарисовке здания в целом, надо отойти от него на значительное расстояние.
Формы внешнего вида архитектурных объектов весьма разнообразны, но в целом они могут быть уподоблены геометрическим: кубу, параллелепипеду, цилиндру, многоугольнику со сферическими поверхностями, взятыми в отдельности или в различных сочетаниях.
На передачу правдивого масштаба сооружения влияют и такие факторы, как изображения деталей сооружения и окружавшей среды, людей, природы, машин. Их размер может подчеркнуть, например, грандиозность сооружения или, наоборот, погасить это впечатление.
2. Компоновка рисунка экстерьера на плоскости
Непосредственно зарисовку необходимо начинать с обозначения очертания объекта, уточнения его общего силуэта во взаимосвязи с окружающей средой. Следует также перепроверить правильность установления линии горизонта и определить точки схода на ней, грамотно передать масштаб предметов. С этой целью условно определяют величину объекта (дерева, машины, человека и т.п.) переднего плана, и затем всё остальное окружение строят относительно него. Сложные архитектурные формы приводятся на этом этапе работ к соответственным геометрическим объемам.
При работе над архитектурной постройкой необходимо помнить об окружающем пространстве, которое также должно быть передано в рисунках.
3. Прорисовка деталей сооружения и окружения с учетом перспективы и тоновых отношений
При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также не стоит забывать и об источнике освещения (солнце, луна, фонарь), т.е. следует правильно построить тени от объектов изображения.
Основной особенностью экстерьерного изображения является изменение локального цвета предметов. Основными причинами являются:
1) степень освещенности предмета, зависящая от силы источника освещения и от угла падения светового луча;
2) окрашенность этого луча;
3) степень удаленности предмета, или так называемая «воздушная перспектива»;
4) тоновые и цветовые контрасты;
5) солнечные лучи, отраженные от окрашенных предметов, то есть рефлексы».
Моделировка светотенью объектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения:
- передний план — четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градаций светотени,
- средний план — обозначение только света и тени,
- задний план — слабая светотень.
Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые студент должен усвоить на практике.
Законы таковы:
1) четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает; чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчаты его очертания;
2) сила тональных отношений — контрастов (разница между светом и тенью на поверхности предметов) по мере удаления от зрителя ослабевает;
3) по мере удаления предмета от зрителя насыщенность, яркость цвета ослабевает.
4. Обобщение рисунка
Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этой целью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобы передний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.
* Стаффаж (нем. Staffage) — второстепенные элементы живописной композиции, например, человеческие фигуры в пейзаже.
- 051000.62 Дт Профессиональное обучение
- Тетрадь по дисциплине: «Основы рисунка»
- Вводная часть
- Требования к уровню освоения дисциплины рисунок
- Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
- Рекомендации по выполнению графических и композиционных работ
- Как держать карандаш
- Как приступить к работе
- Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка
- Основные навыки рисования
- Форма, объем, конструкция
- Основы перспективы
- Пропорции и их значение в рисовании
- Композиция
- Практические советы по компоновке рисунка
- Свет, создание светотени
- Техника выполнения набросков
- Способы изображения предметов в рисунке
- Рекомендации по рисованию экстерьера
- Последовательность работы над экстерьером
- Рекомендации по рисованию интерьера
- Последовательность работы над интерьером
- Рекомендации для работы на пленере
- Графика
- Линейная графика
- Архитектурный рисунок
- Технический рисунок
- Линия и основы графики
- Штрихи, созданные линиями
- Виды графических материалов, используемых в процессе работы
- Базовые принципы композиции
- Правила, приемы и средства композиции
- Передача ритма, движения и покоя
- Правило передачи движения
- Правило передачи покоя
- Выделение сюжетно - композиционного центра
- Передача симметрии и асимметрии в композиции
- Передача равновесия в композиции
- Практические советы
- Композиции линейные и цветовые Предмет из геометрических фигур
- 1. Краткий курс теории композиции.
- Этапы построения композиции
- Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
- Практические занятия:
- Варианты гармоничного размещения предмета на листе
- Дизайн и композиция в дизайне
- Законы композиции
- Основные средства композиции
- Орнамент
- Орнаментальная композиция
- Организация декоративной композиции
- Монокомпозиция
- Построение монокомпозиции по мотивам растительных форм
- Построение монокомпозиции из мотивов сложной формы
- Экзаменационные вопросы
- Рекомендуемая литература