logo
РИСУНОК тетрадь студента

Линейная графика

Линейная графика выполнения чертежа заключается в контурном изображении всех проекций и сечений. Применяется в тех случаях, когда не ставится задача выявления объемно-пространственных свойств изображаемого объекта. При такой графике чертеж может быть выполнен в карандаше или туши.

Чертежи, предназначаемые для размножения (светокопии), как правило, выполняются в карандаше. При этом все карандашные линии должны разграничиваться по толщине и силе тона и быть предельно четкими.

Предельная завершенность и четкость чертежа со всеми размерными линиями, подписями и т. д. особенно важны при современных прогрессивных методах размножения чертежей, которые производятся непосредственно с оригинала без калькировки (бескопировальный метод).

В этом случае чертежи выполняют карандашом на ватмане и фотографируют контактным способом на специальную кальку или сразу выполняют особыми карандашами на соответствующей кальке. С этих калек чертежи печатают в необходимом количестве с помощью светокопировальных машин на светочувствительной бумаге.

Обводка тушью придает чертежу и способствует сохранности чертежа, что в некоторых случаях важно. Чертежи, предназначенные для обводки, предварительно выполняются карандашом в тонких четких линиях, дающих возможность видеть качество линий обводки. При обводке тушью в зависимости от содержания чертежа (планы, разрезы, фасады и т. д.) заранее следует продумать градацию линий по толщине или силе тона. Как правило, линии разделяют на три группы: основные линии чертежа, вспомогательные (осевые, размерные) и линии сечений.

При обводке фасадов контурные линии должны быть тонкими. В сложных фасадах, в которых есть разные по величине и характеру детали, линии обводки следует дифференцировать. Мелкие детали, орнамент, скульптура вычерчиваются более тонкими и светлыми линиями. Градацией линий можно передать ощущение объемности, обводя более темными линиями передние планы и более светлыми — задние.

Для обводки можно пользоваться химической и китайской тушью. Последняя дает более разнообразные тональные (теплые, холодные) оттенки линий, которые можно выбирать в зависимости от конкретного содержания чертежа.

Выполнение чертежа с покраской может быть плоскостным и объемным, одноцветным и многоцветным.

Этот вид графики применяется в основном в таких чертежах, где требуется показать архитектурно-пространственный композиционный характер объекта, определяемый его назначением и идейно-художественным содержанием, выявить его связи с окружающей средой.

Плоскостная покраска заключается в заливке сечений или плоскостей тоном. Прием заливки сечений широко применяется в чертежах архитектурных планов и разрезов. Традиционным материалом архитектурной графики в данном случае служит черная тушь (химическая или китайская), дающая очень четкое изображение.

Однако эти чертежи могут выполняться не только в туши, но и иметь различную окраску. При этом расцветка производится весьма сдержанно, в спокойных тонах, так как цвет в данном случае не должен отвлекать от основного — выявления композиционной связи помещений. Наиболее приемлемым материалом в этом случае является темпера или гуашь, которые, благодаря своей укрывистости, дают насыщенную цветом поверхность с четкими рельефными гранями.

Прием заливки цветом плоскостей применяется главным образом в чертежах фрагментарных разрезов (разрезы по основным помещениям) и разверток стен, потолков, полов. Такие чертежи выполняют обычно в крупном масштабе. Целью этих чертежей является показ цветового решения интерьеров в натуре и применяемых для этого отделочных материалов.

В цветовой обработке таких разрезов и разверток необходимо учитывать масштаб чертежа, так как окраска изображения имеет свою масштабность. Чертежи более мелкого масштаба выполняются в мягких, приглушенных тонах, крупные чертежи могут быть выполнены в локальном интенсивном цвете.

Для такой цветовой обработки чертежей пользуются акварелью или темперой. Перед заливкой плоскостей цветом во всех случаях необходимо обвести чертеж линией того же тона и материала, которым будет покрываться плоскость.

Объемная покраска — отмывка применяется в таких чертежах, где требуется показать объемность форм, передать рельефность деталей, фактуру поверхности материалов, т. е. приблизить изображение в чертеже к восприятию сооружения в действительности.

Эта объемность изображения базируется на законах воздушной перспективы и теории теней. Светотеневая моделировка (отмывка) может быть однотонной и цветовой, производится при помощи плиточной китайской туши или акварели.

Выполнение чертежей в отмывке применяется в фасадах и перспективах, реже — в архитектурных разрезах. Отмывать чертеж можно только на бумаге, натянутой на подрамник. Перед отмывкой чертеж должен быть обведен тушью, тонкой линией, тон которой должен соответствовать задуманному тону отмывки.

Отмывка требует определенной последовательности выполнения, при которой основная задача — выявление объемности объекта начинает решаться уже на первой стадии работы. В связи с этим на первом этапе работы легким тоном прокладывают собственные и падающие тени, заливают проемы, затем отделяют по тону падающие тени, которые должны быть темней собственных.

Следующим этапом является выявление планов, т. е. степени удаленности отдельных частей объекта от зрителя, это достигается путем постепенного затемнения плоскостей по мере их удаления. После этого начинают постепенно усиливать общий тон, выявлять контрасты затемненных и освещенных поверхностей, подчеркивать нюансы в тенях и свету.

Степень общей интенсивности тона отмывки зависит от характера архитектуры изображаемого здания и масштаба чертежа. Средствами отмывки можно подчеркнуть силу, монументальность или, наоборот, легкость, воздушность архитектуры.

Однако при всем разнообразии возможных приемов отмывки и разных задачах, стоящих перед ней, есть некоторые самые общие положения и правила, которыми следует руководствоваться при работе:

- соблюдение законов воздушной перспективы, по которым по мере удаления поверхностей от зрителя ослабевает яркость света и интенсивность тени на них;

- падающие тени всегда темнее собственных;

- падающая тень на поверхности не однородна по силе тона — она сильнее в начале там, где ближе к телу, от которого падает, и слабее к концу;

- тени в замкнутых пространствах всегда темнее остальных теней.

Основным материалом при отмывке является китайская тушь, которая позволяет передавать тончайшие переходы от светлого к темному, полностью сохраняя при этом фактуру поверхности бумаги.

Графика находится в тесной связи с назначением и характером изображаемого изделия, предмета, объекта. В современной графике чертежа наблюдается гармоничное сочетание разных приемов: линейной графики с отмывкой, классической отмывки с техникой темперы и т. д.

Например, характер архитектуры фасада, где основой композиции является сплошной витраж, лучше всего может быть передан линейной графикой в сочетании с отмывкой. Отдельные элементы композиции фасадов (козырьки над входами, завершение витрин магазинов, декоративные стенки и т. д.), выполненные из анодированного алюминия, пластиков, цветной керамики, на чертеже можно выделить плоскостной прокрывкой темперой или гуашью, которая обогатит выполненный одноцветной отмывкой чертеж и приблизит его к цветовому восприятию здания в натуре.

Некоторые чертежи целесообразно оставлять в контуре, где сами линии характеризуют и исчерпывают объект или его отдельные детали. Такими чертежами может быть рисунок кирпичной или каменной кладки, керамический или каменный орнамент, бетонная или металлическая решетка и т. д.

Могут быть чертежи, которые достаточно покрыть одним легким прозрачным тоном без светотеневой детализации, выделив лишь контур сооружения. Такой прием логичен для сооружений, где главным элементом выразительности является силуэт.

В эскизном проектировании в период поиска решения, когда важно очень быстро получить графический результат, следует применять самые лаконичные приемы выполнения чертежей: жирным карандашом, мягким пером, кистью, цветным мелком, фломастером и т. д.

Как мы видим, чертежи имеют свою специфику. При всем разнообразии возможных графических приемов выполнения чертеж должен быть прост, лаконичен, ясен и убедителен. Он должен быть предельно точен по рисунку и в случае цветового выполнения очень сдержан по краскам.

Для того чтобы найти именно тот графический прием, который наиболее точно и остро может выразить характер замысла, необходимо предварительное эскизирование. В графических эскизах проверяются, сравниваются и оцениваются избираемые графические приемы, что дает уверенность в окончательной технике исполнения. Работа, производимая без эскиза, сама превращается в эскиз и не может быть совершенной.

Время, затраченное на эскизирование, всегда окупается, так как чертежи, выполняемые по предварительному эскизу, делаются целеустремленно и быстро. Таким образом, как в процессе предварительного проектирования, так и в процессе выполнения чертежей проекта необходимо владеть широким диапазоном технических средств и графических приемов выполнения чертежей.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4