Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
Цель упражнений по изображению различных предметов – изучение природы, структуры, конструкции объектов, пропорций, познание через рисунок их конструктивных идей. Это является хорошей подготовкой специалистов по технологии для будущей творческой практики, так как актуальным остается выявление и развитие творческих способностей через «глаз, руку и голову».
Четкое выявление планов пространства, его глубины, достигаемой в рисунке при помощи линейной перспективы, является хорошим материалом для графики. Большое значение имеет не только техника рисунка, но и теория и даже философия рисунка.
Для изучения композиционных, графических приемов очень полезно делать копии с рисунков великих мастеров. Глубокое изучение опыта выдающихся художников помогут шире и глубже понять мир, видеть и чувствовать прекрасное, откроет путь к более плодотворной творческой деятельности в будущем. Необходимо глубокое познание не только окружающего мира, но и самого себя. Эту мысль постоянно высказывали мастера искусства и архитектуры. Ле Корбюзье писал, что только человек созерцательный (наблюдательный) сможет создать истинную архитектуру, истинную живопись, истинное градостроительство. Помня об этом, молодому человеку, мечтающему стать большим мастером нужно не упустить время и сформулировать для себя необходимые и достаточные условия работы и следовать им в своей жизни.
Природа и процессы развития в ней форм с определенными качествами остаются пока для человеческого творчества непревзойденными образцами. Идеи, заложенные в природе, человек должен увидеть и, изучив и развив, применить в дело. Обязательным условием плодотворной творческой деятельности является, с одной стороны, развитое образное, пространственное представление, мышление, а с другой – мастерское умение, навык реалистического изображения своих замыслов.
Рисунок, т.е. изображение средствами графики на глаз и от руки изделий, предметов, объектов и их частей и деталей, имеет большое и разнообразное применение в деятельности специалиста по технологии. Особое значение имеет рисунок в работе над эскизом, т. е. тогда, когда идет процесс искания создаваемого образа, процесс согласования функциональной, конструктивной и идейно - художественной сторон изделия или предмета. На дальнейших стадиях проектирования рисунок активно используется при разработке частей и деталей проектируемого объекта.
Другой формой использования рисунка в проектировании является использование его при выполнении точных чертежей. Специфическая особенность этих чертежей заключается в том, что при их исполнении методы чертежа сочетаются с методами рисунка. Чертеж в процессе проектирования не только выполняется при помощи циркуля, линейки и треугольника, но и непрерывно оценивается и проверяется «глазом» с точки зрения поставленной композиционной задачи в отношении пропорций, характера передачи форм и соответственно корректируется. Это касается самого процесса черчения, но в техническом или конструкторском чертеже, кроме того, всегда имеются части, которые используются непосредственно при помощи рисунка. Такими частями являются профили различного рода рельефов, криволинейные очертания некоторых деталей и предметов и многие виды декора. Кроме того, рисунок используется тогда, когда это необходимо, при изображении на чертежах внешней среды, зелени и пейзажа.
Наконец, рисунок (линейный и тоновый) наряду с фотографией широко используется для перспективных зарисовок с натуры архитектурных объектов и их деталей. Это делается для учета опыта строительства, в целях накопления материала для проектирования, а также для изучения и накопления материала по произведениям классической и народной архитектуры.
При зарисовках с натуры возникает необходимость выбрать точку зрения, с которой изображаемый предмет раскрывается в своих наиболее характерных чертах в соответствующем ему окружении, а также выбрать освещение, наиболее выгодно выявляющее его объемно-пространственную структуру и рельеф. Рисунок должен четко выявлять строение формы и точно передавать пропорции изображаемого объекта, характер деталей, связь и зависимость их между собой и с целым сооружением. Рисунок базируется на понимании художественного и конструктивного строения изображаемых предметов и объектов, а также на умении владеть перспективой.
B курсе «Основы художественного проектирования» подготовка по академическому рисунку осуществляется в заданиях по графике, в которых изучается также и рисунок в двух его важнейших видах:
а) рисунок пластических форм, изображаемых в ортогональных проекциях;
б) рисунок тех же форм в перспективе.
Метод изображения указанных форм в рисунке в любых проекциях заключается в последовательности изображения, начиная с нанесения основных осей и обобщенных геометрических форм изображаемой детали в поворотах и ракурсах, обусловленных данной проекцией. В дальнейшем формы постепенно детализируются.
Важнейшая задача при этом - выявление основного строения пластической формы и ее объемно - пространственного характера, выраженного в соответствующих проекциях. Овладение указанным видом рисунка достигается многократными упражнениями и высокой требовательностью к качеству рисунка.
Выполнение чертежа складывается из трех основных этапов:
- первый этап заключается в установлении композиции чертежа на листе бумаги,
- второй этап — в построении чертежа в карандаше начисто,
- третий этап — в окончательном графическом оформлении чертежа (в линейной графике или тушевке).
Выполнению чертежа начисто предшествуют эскизы или наброски, намечающие композицию самого чертежа и его графику. Эскизы выполняются в меньших масштабах, нежели окончательные чертежи, и разрабатываются без полной деталировки.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 051000.62 Дт Профессиональное обучение
- Тетрадь по дисциплине: «Основы рисунка»
- Вводная часть
- Требования к уровню освоения дисциплины рисунок
- Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
- Рекомендации по выполнению графических и композиционных работ
- Как держать карандаш
- Как приступить к работе
- Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка
- Основные навыки рисования
- Форма, объем, конструкция
- Основы перспективы
- Пропорции и их значение в рисовании
- Композиция
- Практические советы по компоновке рисунка
- Свет, создание светотени
- Техника выполнения набросков
- Способы изображения предметов в рисунке
- Рекомендации по рисованию экстерьера
- Последовательность работы над экстерьером
- Рекомендации по рисованию интерьера
- Последовательность работы над интерьером
- Рекомендации для работы на пленере
- Графика
- Линейная графика
- Архитектурный рисунок
- Технический рисунок
- Линия и основы графики
- Штрихи, созданные линиями
- Виды графических материалов, используемых в процессе работы
- Базовые принципы композиции
- Правила, приемы и средства композиции
- Передача ритма, движения и покоя
- Правило передачи движения
- Правило передачи покоя
- Выделение сюжетно - композиционного центра
- Передача симметрии и асимметрии в композиции
- Передача равновесия в композиции
- Практические советы
- Композиции линейные и цветовые Предмет из геометрических фигур
- 1. Краткий курс теории композиции.
- Этапы построения композиции
- Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
- Практические занятия:
- Варианты гармоничного размещения предмета на листе
- Дизайн и композиция в дизайне
- Законы композиции
- Основные средства композиции
- Орнамент
- Орнаментальная композиция
- Организация декоративной композиции
- Монокомпозиция
- Построение монокомпозиции по мотивам растительных форм
- Построение монокомпозиции из мотивов сложной формы
- Экзаменационные вопросы
- Рекомендуемая литература