logo
РИСУНОК тетрадь студента

Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка

1. Если вы хотите сделать форму более выразительной, вам придется прибегнуть к игре света и тени.

2. Сделайте тональную шкалу для того, чтобы определить тон для каждого участка рисунка.

3. Прищурьтесь, чтобы определить зоны с самым светлым и самым темным тоном, не обращая внимания на детали и полутени.

4. Запомните, где лежат самые яркие блики и самые густые тени.

5. Начните тушевать полуосвещенные участки, начиная с самых светлых тонов и постепенно сгущая их слой за слоем.

6. Постарайтесь разглядеть, как светотень подчеркивает форму предметов.

7. Обратите внимание на тени рядом с предметами и под ними, а также на то, как тени падают на соседние предметы.

8. Вы можете предпочесть сочный тональный рисунок или же удовлетвориться лишь легким намеком на объем, к примеру, едва заметной тенью.

9. Добавьте детали и фактуру так, как вы их видите.

10. Отнеситесь к деталям спокойно и внимательно, как настоящий натуралист.

11. Чтобы проработать фактуру, необходимо подобрать для нее подходящие знаки.

12. Поэкспериментируйте, рисуя штрихи, крестики, прямые линии, завитки и прочее в том же духе на отдельном листе бумаги.

13. Для точного воспроизведения деталей и фактуры может понадобиться немало замеров и набросков, особенно если речь идет о затейливых формах.

14. Встаньте и посмотрите на свой рисунок издали, свежим глазом. Не пугайтесь, если вам захочется вернуться и что-то исправить.

15. Не теряйте терпения — ведь это ваша работа.

16. Будьте сосредоточенны и внимательны: следите за тем, чтобы все линии, светотень, фактура и детали работали как единое целое.

17. Умейте вовремя остановиться, если ваш рисунок теряет выразительность и контрастность, погружаясь в однообразный унылый тон.

18. Вы можете удлинить свою тональную шкалу следующими способами: добавив к светлому ее краю еще более светлый тон; добавив к темному ее краю еще более темный тон; удалив ластиком чересчур густой тон, оставив лишь легкий намек.

19. Помните, что в тени все тоновые отношения мягче, чем на свету, как говорил один педагог: «в тени форма спит».

20. В изобразительном искусстве есть универсальное правило: искать в разном подобное, а в подобном – разницу.