logo
РИСУНОК тетрадь студента

Последовательность работы над интерьером

  1. Выбор точки зрения

Приступая к изображению интерьера, необходимо помнить, что задача усложняется, в связи с необходимостью передачи более углубленного пространства и наибольшего количества предметов, чем в натюрморте. В интерьере предметы расположены на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен (картины, зеркала, мебель и т.п.), что усложняет их передачу. И следует учесть при этом, что воспроизведение интерьера затруднено еще и тем, что он испытывает на себе «давление архитектуры, замкнутого пространства, лимитированного строгим каркасом и кубатурой».

Основными задачами являются: решение перспективы, освещения и тональных отношений. Цель рисунков интерьера – это выявление характерных особенностей наблюдаемой натуры, показ назначения изображаемой части помещения и воспроизведение своих впечатлений и замысла.

Выбор натуры и точки зрения* также важен, как и дальнейшая работа над ней, поэтому следует с особой тщательностью подходить к этому вопросу.

В изображении интерьера необходимо выбрать такую точку зрения, с которой бы хорошо воспринимались большие массы помещения, а свет имел бы определенное направление, создавая интересные световые контрасты. Следует учитывать, что при ярком солнечном освещении, идущем от окон, или при направленном искусственном свете появляются падающие тени, которые способствуют зрительному поглощению мелких деталей и целостности тонального восприятия интерьера.

*Примечание – Выбранная точка зрения должна не изменяться в течение всего процесса изображения выбранной натуры. Точка зрения диктует какие части интерьера окажутся в композиционном центре.

Соответственно, целенаправленное наблюдение натуры, поиск наиболее выразительного фрагмента интерьера, определение композиционно-смыслового центра, подчиняющего себе предметы обстановки, позволит в дальнейшем грамотно изобразить интерьер.

2. Композиция интерьера

Выбрав наиболее удачный вид интерьера, и приступая непосредственно к практической части зарисовки интерьера, следует правильно выбрать формат листа бумаги (чаще всего прямоугольный). Далее следует мысленно продумать компоновку рисунка на листе бумаги и, лишь затем, наметить легкими штрихами общий вид интерьера.

В процессе компоновки интерьера на листе бумаги можно какую-то часть интерьера не включать, чтобы достичь цельности. С этой позиции следует воспользоваться на первых порах таким приемом как видоискатель'.

Рисунок интерьера необходимо начинать с изображения общих масс всех групп предметов, например, перекрытий, лестниц, мебели, архитектурных деталей, одновременно отмечая местоположение каждого из них. Затем надо найти характер их формы и пропорций, т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве и перейти к конструктивному анализу объектов, присущих данному интерьеру.

3. Определение основных пропорций, конструктивное и перспективное построение с предварительным уточнением расположения объектов

Следующим этапом является передача перспективных сокращений помещения и предметов в ней. Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно, как правило, привести к известным геометрическим объектам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг. Такое приведение к простым формам является хорошо зарекомендовавшим себя композиционным приемом, издавна используемым старыми мастерами. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические формы в перспективе облегчит рисование интерьеров с натуры. Студенты к этому времени должны знать, как строится фронтальная и угловая перспектива.

Здесь следует воспользоваться методом линейно-конструктивного построения изображения, поскольку лишь изображая предметы как бы прозрачными, можно точно определить положение каждого предмета в пространстве. Так, изображая предметы, расположенные на полу, наглядно видно размещение следков от них и расстояний между ними. С этой целью нужно наметить линию горизонта, располагающуюся на уровне глаз рисующего, и ориентируясь на нее, уточнить соотношение перспективных сокращений предметов с перспективными сокращениями стен и потолка комнаты, в которой они находятся. Поскольку и предметы, и помещение рисовальщик наблюдает с одной и той же точки зрения, необходимо ослабить в рисунке единство линии горизонта, а для многих предметов и единство точки схода.

*Видоискатель выполняется студентом самостоятельно. Нужно взять небольшой лист бумаги и на нем вырезать окошко в пропорциональном соотношении сторон рамки и размером выбранного формата листа для изображения интерьера. Затем близко поднести к глазу и смотреть на объект изображения, передвигая в нужном направлении.

4. Нахождение основных тоновых отношений

Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Для этого, следует уже на этапе поиска в наброске интерьера характера формы предмета, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются свет и тени на предметах, тональная окраска предметов.

Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображаемых плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет знание правил воздушной перспективы. Рисуя интерьер, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить свой рисунок на два – три плана и решать каждый соответственно его характеру, а за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет предметы с фоном.

5. Стадия обобщения

Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.

Наброски и зарисовки интерьера следует начинать с использования графитного карандаша и лишь, затем варьировать художественные материалы и техники.

Успешная практика в изображении интерьера, позволит студентам перейти к рисунку пейзажа.

*Масштабность (нем.) — это соизмеримость сооружения или изделия с размерами человека. Наиболее остро она выступает в деталях, связанных с деятельностью человека.

*Силуэт — (фр. silhouette по имени фр. министра 18 в. Э. Де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля) — 1) очертание, абрис предмета; 2) одноцветное плоскостное изображение человека, предмета (темное на светлом и светлое на тёмном), нарисованное или вырезанное из бумаги, фанеры, ткани и т.п.