logo
РИСУНОК тетрадь студента

Практические советы по компоновке рисунка

1-й совет:

Чтобы создать эмоциональную и образную композицию, надо понаблюдать и увидеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы и разные состояния природы. Все это дает возможность строить интересные и оригинальные композиции.

2-й совет:

При выборе формата композиции необходимо учитывать, что:

- вытянутый вверх формат сделает изображение стройным и возвышенным;

- горизонтальный формат передает ощущение понарамности, широты и бескрайности просторов;

- формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций;

- овальный формат применяется для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом лица или контуром погрудного изображения;

- в круглом формате хорошо компонуется цветочная или растительная композиция.

3-й совет:

Избегайте следующих ошибок:

- не ставьте ничего на самый край листа, исключение составляет предмет, начинающийся с края листа и выполненный фрагментарно;

- предметы не должны касаться боковых и верхнего краев листа;

- не рисуйте все слишком мелко;

- не выполняйте предметы слишком крупно.

4-й совет:

Помните о законах перспективы. Предмет, который находится ближе к нам в перспективе, изображается на плоскости листа ниже. А тот, что дальше от нас – выше. Итак, ближе – ниже, дальше – выше.

5-й совет:

Работая в цвете, думайте о законах воздушной перспективы. Выделяйте пятном и цветом центр композиции. Детально прорабатывайте предметы на первом плане и выделяйте их более яркими, сочными цветами, но не звонче центра композиции. Чем ближе к линии горизонта, тем более ослабевает яркость и темпераментность цвета, делается более холодноватой и прозрачной. Пишите дальние планы голубоватыми, фиолетовыми, синими, серыми, серебристыми цветами.

6-й совет:

Приступая к последнему этапу работы – обобщению, проверьте:

- выделен ли цветом или тоном центр композиции;

- проработан ли первый план детально;

- выделен ли первый план цветом;

- приглушен ли дальний план.

Далее отодвиньте или отойдите на небольшое расстояние от листа композиции, прищурьте глаза и посмотрите:

- не вырывается ли что-либо из общего замысла композиции;

- уравновешены ли обе части композиционного листа;

- соблюдены ли законы воздушной перспективы;

- притягивает ли композиция взор, приятно ли на нее смотреть.

Правильно построенная композиция не может вызывать сомнения и чувства неопределенности. В ней должна быть успокаивающая глаз ясность соотношений, пропорций.